А. Аганбегян. Уроки кризиса: России нужна модернизация и инновационная экономика

Источник: ЭКО. 2010. № 1. http://econom.nsc.ru/eco/arhiv/ReadStatiy/2010_01/Aganbegian.html


 

В статье анализируются причины и ход развития экономического кризиса в России, возможные пути выхода из него. Особое внимание уделяется переходу к инновационному сценарию развития.

Ситуация в мире и в России

Кризис – это, прежде всего, неопределенность в динамике социально-экономических показателей, и самое неблагодарное дело – прогнозировать и предсказывать. До июня 2009 г. прогнозы всех организаций России и мира с каждым месяцем становились все мрачнее. В июле 2009 г. Минэкономразвития РФ дал крайне неблагоприятный прогноз динамики основных экономических показателей в стране на ближайшие годы (табл. 1).

Таблица 1. Прогноз динамики основных экономических показателей в России до 2012 г., %

Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

2012 к 2008, %

Валовой внутренний продукт

5,6

8,5

0,1

1,5

3,2

4,0

Инфляция на конец года*

13,3

12

10

8

7

54,3*

Промышленность

2,1

12,5

0,3

0,8

1,5

10,7

Инвестиции в основной капитал

9,8

21,4

2,8

4,1

7,8

14,3

Оборот розничной торговли

13,5

5,8

1,5

2,3

2,8

0,5

Реальная зарплата

11,5

4,6

1,3

1,6

3

1,6

Реальные доходы населения

2,9

4,1

0,1

2

3,4

1,3

Уровень безработицы**

6,5

10,4

10,5

10,1

9,5

46,2

Экспорт, млрд долл.

471,5

274,2

275,6

281,8

289,1

38,7

Импорт, млрд долл.

291,9

190

191,4

198,8

210,8

27,

Источник: данные Минэкономразвития РФ.

Примечания: * прирост среднегодовой инфляции; ** к экономически активному населению.

Однако в последующие месяцы Минэкономразвития РФ, а также МВФ и Всемирный банк скорректировали этот прогноз, потому что прогнозы международных организаций с августа-сентября 2009 г. становятся все благоприятнее. Министерство ожидает в 2010 г. роста ВВП на 1,5% и восстановления его уровня 2008 г. к концу 2012 г. Так что мы находимся в переломном моменте: уже ощущается, что кризис достиг дна – и экономика начинает восстанавливаться.

По данным Международного валютного фонда, впервые после 1930 г. мировой ВВП в 2009 г. уменьшится на 2,2%, или почти на 1,5 трлн долл. в год при объеме 65 трлн долл. Наибольшее сокращение наблюдается в развитых странах (на 3,5%): из них на первом месте идет Япония, затем Европа. Лучше всего дело обстоит – в США (спад 2%), где раньше всех приняли антикризисные меры. Там есть ряд позитивных сигналов: растет спрос на жилье, увеличиваются продажи домов и автомобилей. Во II и III кварталах 2009 г. в США и Японии, а среди европейских стран – в Германии и Франции, достигнут прирост ВВП, и рецессия заканчивается. Однако, по прогнозам, в Европейской зоне рецессия перерастает в стагнацию с возможным ростом ВВП в 2010–2011 г. менее 1%.

В развивающихся странах ситуация лучше: ранее их ВВП увеличивался на 6% в год, а в 2009 г. прирост составил меньше 2%, т. е. темпы экономического развития сократились в 3 раза. В главной развивающейся стране мира – Китае – в I квартале 2009 г. рост составил 4% против многолетних 13%, а во II квартале – уже 7,5%; за год они собираются достигнуть 8%. Неплохо обстоят дела в Индии, бедной стране, где ВВП на душу населения в год чуть меньше 3000 долл. (в России – 14 тыс. долл.) по паритету покупательной способности: прирост сократится до 4,5%. В позитивной фазе находится Бразилия – ожидается 0,5% роста в 2009 г.

Из крупных стран мира наибольшее падение ВВП наблюдается в России: по данным МВФ, на уровне 7,3% (табл. 2).

Таблица 2. Прогноз развития мировой экономики на 2009–2010 гг. (август 2009 г.), прирост к предыдущему году, %

Страна

2009

2010

Мир в целом

1,0

3,7

Развитые страны

3,4

2,2

Развивающиеся страны

1,9

5,5

США

2,1

2,6

Европа

4,4

0,7

Япония

5,6

3,5

Kитай

8

9

Индия

6,3

7,3

Россия

7,3

1,5

Бразилия

0,5

4

Источник: данные Международного валютного фонда.

В Еврозоне наибольший спад ждет Германию (2009 г. – 5,6% и 2010 г. – 1%) и Великобританию (4,1% и 0,4% соответственно). Самая сильная рецессия будет в Ирландии (8% и 3%), Исландии (10,6% и 0,2%) и Латвии (2009 г. – 12%). В СНГ спад в 2009 г. составит 5,1%, в том числе в Украине – 14%, Казахстане – 3%. В Азии наибольшее падение будет в Сингапуре (10%), Тайване (7,5%) и Южной Корее (4%).

Оптимистично выглядит ситуация в 2010 г. по всем странам, кроме Европы, и, возможно, Украины и России, где ожидается стагнация.

Особенности кризиса 2009 г.

  • Глобальный характер. Кризис поразил все развитые страны, страны с переходной экономикой и большинство развивающихся. Например, в Китае выросла безработица, в 4 раза упал фондовый рынок, на 30% сократился экспорт, значительно – импорт. Наиболее негативные последствия возникли в социальной сфере: обострились социальные конфликты.

  • Всесторонность. Из ипотечного кризиса США кризис развился в общефинансовый, а затем перерос в экономический (падение производства) и социальный (рост безработицы, снижение реальных доходов), в отдельных странах перейдя в политический. Например, сменилось правительство в Исландии, Чехии, некоторых странах Балтии. И это, по-видимому, только начало.

  • Глубина. Этот кризис – один из самых глубоких в истории. Снижение объемов ВВП в развитых странах и странах с переходной экономикой составляет 5–10%, продукции промышленности – 15–30%. Падение фондовых рынков – в 2,5–5 раз; в 1,5–2 раза снизились цены на нефть и газ, несколько меньше – на металлы. Вдвое выросла безработица в США, она приблизилась к 10% в Еврозоне и продолжает расти.

  • Продолжительность. В США кризис охватит 2007–2010 гг., в Европе и России – 2008–2010 гг. Вероятно достижение дна в финансово-экономической части кризиса в 2009 г., с продолжением кризиса, особенно в социальной части, в 2010 г.

  • Затяжной выход. Предположительный переход кризиса в длительную депрессию с элементами дефляции в ряде развитых стран, и стагфляцию – в России. Докризисный уровень (для США – 2006 г., других стран – 2008 г.) будет достигнут передовыми странами в 2011 г., отстающими – в 2012–2013 гг. И только в Китае, Индии, Бразилии и в некоторых других, главным образом, развивающихся странах, удалось избежать рецессии.

Каналы проникновения кризиса в Россию

1. Высокая доля иностранного капитала на фондовом рынке. В 1998 г. сумма акций эмитентов, которые котировались на рынке, равнялась 150 млрд долл. Перед кризисом 2008 г. – 1,5 трлн долл. (восьмой по объемам рынок мира). Половина российских акций продавалась на международных биржах в виде расписок. Иностранные инвестиции вкладывались также в российский фондовый рынок.

И когда случился кризис ликвидности банков и инвестиционных компаний мира, массовая продажа российских акций зарубежными инвесторами вызвала обвал фондового рынка России. Наш рынок перекрыл все рекорды и упал почти в 5 раз, сократившись до 350 млрд долл., индекс РТС понизился с 2,5 тыс. до 450. После этого, оттолкнувшись от дна, он поднялся почти в 3 раза, составляя сейчас около 900 млрд долл.; индекс РТС увеличился до 1450.

2. Ухудшение условий кредитования российских банков, предприятий и организаций со стороны зарубежных инвесторов. Это усилило их кризис ликвидности и привело к оттоку капитала из России с июля 2008 г. по сентябрь 2009 г. в размере около 190 млрд долл.

Мы вошли в кризис с огромным корпоративным долгом (долгами банков, предприятий и организаций). Что касается внешнеэкономического долга государства, то он составлял в 2000 г. 158 млрд долл. (103 млрд – долг бывшего СССР, 55 млрд – новой России). Благодаря притоку валюты мы выплачивали его опережающими темпами, и сейчас он составляет 38 млрд долл. (Россия – одна из немногих стран с минимальным государственным долгом).

Зато наши предприятия и организации, в основном государственной формы собственности, безудержно занимали деньги за рубежом. И в кризис они вошли с долгом в 540 млрд долл. – 30% ВВП. Самыми крупными должниками являются «Газпром» (около 60 млрд долл.), «Роснефть» (около 25 млрд долл.), «Связьинвест», «Аэрофлот» и др. Значительный долг и у частных компаний, особенно у «Русала» и «Евраза». Теперь долги пора отдавать. В частности, в 2009 г. необходимо вернуть около 150 млрд долл., в том числе в IV квартале – 42 млрд долл. (табл. 3).

Таблица 3. Внешний долг России и график его погашения в 2009–2010 гг. (с учетом процентов по долгу), млрд долл.

Срок погашения

Долг

всего

гос-во и ЦБ

банки

предприятия и организации

2009

I

43

1,6

16,5

24,3

II

33,6

0,9

13

19,7

III

33,9

1,4

15,4

17

IV

41,5

0,9

15,4

25,3

В целом

151,4

4,8

60,3

86,3

2010

I

21

1,4

6

13,5

II

24,6

0,8

9,5

14,3

III

19,6

1,3

4,8

13,5

IV

25,7

0,8

6,9

18,1

В целом

90,9

4,3

27,2

59,4

Свыше 2 лет

324,8

33

88,1

203,5

Долг без границфика погашения

37,3

2,1

26,4

6

Раньше компании одной рукой отдавали долг, а другой брали новый кредит. Теперь денег никто не дает, потому что западные банки и компании сами в них нуждаются. Ужесточились условия получения кредитов, повысился процент. Поэтому начался отток капитала. До 2004 г. в России он превышал приток и составлял 20–25 млрд долл. в год. Всего за рубежом скопилось 300–400 млрд долл. русских денег. В 2005 г. приток и отток впервые примерно сравнялись. В 2006 г. приток был на 43 млрд долл. больше, в 2007 г. – на 82 млрд, а в 2008 г. вновь начался отток – 129,9 млрд долл. За 9 месяцев 2009 г. он составил еще 64 млрд долл.

3. Значительное снижение экспортных цен на нефть, газ, черные и цветные металлы и другие виды сырьевых товаров и материалов, составляющих 85% российского экспорта. Это сокращает приток валюты в страну в 2009 г. по линии экспорта. В 2008 г. экспорт составлял 469 млрд долл., а 1998–1999 гг. – всего 75 млрд долл. С 2000 г., когда первый раз повысились цены на нефть, в страну пришло более 2 трлн долл. поступлений по экспорту. Из них в связи с ростом физического объема экспорта – менее 500 млрд, а остальное – «подарок» от мирового рынка. По прогнозу Минэкономразвития РФ, экспорт в 2009 г. сократится почти на 200 млрд долл. (табл. 4).

Таблица 4 Динамика внешней торговли России в 1997–2009 гг., млрд долл.

Год

Экспорт

Импорт

Сальдо

1997

89

72

17

1998

75

58

17

1999

76

40

26

2000

105

45

60

2001

102

54

48

2002

107

61

46

2003

136

76

60

2004

183

97

86

2005

245

125

120

2006

305

175

130

2007

353

245

105

2008

469

293

176

2009 (прогноз)

274

190

8

В 2008 г. был профицит бюджета в 70 млрд долл. (4% ВВП), а сейчас – дефицит в 100 млрд долл.

В предыдущие годы мы накопили значительные золотовалютные резервы: в августе 2008 г. они достигли 597 млрд долл. (табл. 5), благодаря чему Россия заняла третье место в мире после Китая (2 трлн долл.) и Японии (1 трлн долл.). После нас идет Тайвань (300 млрд долл.); развитые страны (США, Англия, Франция, Италия) имеют примерно по 100 млрд долл.

Таблица 5 Золотовалютные резервы ЦБ РФ в 1999–2009 гг., млрд долл.

Дата

Резервы

1999

10

1 января 2003

48

15 мая 2005

150

15 февраля 2006

190

1 января 2007

300

1 октября 2007

425

1 января 2008

470

Август 2008

597

Kонец января 2009

386

Kонец октября 2009

43

Из золотовалютного фонда было потрачено в IV квартале 2008 г. около 200 млрд долл., главным образом, на поддержку плавной девальвации рубля. Когда начался рост доллара, возникла паника, и население в октябре 2008 г. забрало из банков 300 млрд руб., скупив 30 млрд долл. Ноябрь-декабрь 2008 г. обещали быть катастрофическими для банков. Поэтому правительство и ЦБ направили на помощь банкам в виде кредитов и сокращения налогов и отчислений в резервные фонды около 4 трлн руб. и решили искусственно поддержать курс рубля по отношению к доллару, израсходовав 130 млрд долл. Паника была ликвидирована.

Мы имеем хорошую «подушку», благодаря которой смягчаем кризис и решаем свои проблемы. Был сформирован Стабилизационный фонд, который на 1 января 2009 г. составлял 225 млрд долл. и был поделен на Резервный фонд (для возмещения бюджету выпадающих нефтегазовых доходов) – 137 млрд долл., и Фонд народного благосостояния (для выплаты пенсий) – 88 млрд долл. Но Резервный фонд в 2009 г. уже наполовину исчерпан, остаток будет перечислен в бюджет 2010 г. Фонд национального благосостояния также постепенно тратится. На октябрь 2009 г. Резервный фонд составил около 2,2 трлн руб., а Фонд национального благосостояния – 2,8 трлн руб., всего – более 5 трлн руб., или более 170 млрд долл.

4. Сокращение международного спроса на экспортную продукцию России (металлы, цветные и черные, удобрения, лесная продукция и др.) в связи с рецессией мировой экономики. Но больше всего – на 30% – сократился спрос на природный газ, и объемы его добычи пришлось снизить на 20%. Сейчас спрос стал понемногу увеличиваться. «Газпром» считает, что в скором будущем спрос Европы на российский газ вырастет, однако сами европейские страны изыскивают возможность снизить зависимость газоснабжения из России из-за перебоев в поставке газа зимой 2009 г. Резко выросло производство газа в Алжире, построены новые мощности сжижения, увеличено производство газа в Норвегии, проведены мероприятия по экономии газоснабжения, ведется строительство трубопровода из Сахары. Тем более, что Россия не сделала выводов из «газового конфликта» и продолжает пугать Европу перекрытием газа из-за долгов Украины.

5. Рост валютного курса доллара (сначала – на 50%, а потом до 25%) и евро (на 30%) по отношению к рублю и увеличение в связи с этим цен на импортные товары на 30–40%, а также рублевое удорожание валютных долгов, которые надо отдавать.

6. Высокая инфляция при входе в кризис. В 2008 г. она составляла 13,3%, а в 2009 г. будет около 10%. Всего три страны мира имеют сейчас двузначную инфляцию – Украина, Белоруссия и Россия. Во всех странах, испытывающих кризис, она снизилась: в Казахстане – до 6%, в Европе и США – с 3% до дефляции, в Китае – с 4–6% тоже до дефляции.

В России же в условиях падения производства и сокращения спроса повышаются цены, что противоречит представлению об экономике. Первый раз это явление – стагфляция (стагнация при инфляции) – возникло в США в 1970-х годах, и из него они не могли выйти 12 лет; их экономика то проседала, то немного приподнималась.

7. Раздутые бюджетные расходы из-за большого притока валюты в 2003–2007 гг. и первой половине 2008 г. (рост на 40% в год) и взятые государством высокие социальные и экономические обязательства стали главной причиной инфляции.

В 1998–1999 г. федеральный бюджет РФ был равен всего 18 млрд долл., а сейчас он превысил 300 млрд долл. В 2008 г. Москва перегнала Нью-Йорк по бюджету (50 и 40 млрд долл. соответственно), и под этот баснословный капитал были взяты огромные обязательства: материнский капитал, повышение пенсий, будущее повышение зарплат, накачка госкорпораций и т. п. В кризис бюджет съежился, а обязательства надо выполнять. Бюджет 2009 г. в номинальном выражении примерно равен бюджету 2008 г., но из-за инфляции он в реальном выражении уменьшился на 10%. Бюджет 2010 г. по номиналу тоже примерно равен бюджету 2009 г., а в реальном выражении – на 10% меньше. Так что бюджетных денег в 2010 г. реально будет на 20% меньше, чем в 2008 г.

8. Переоцененный рубль (23,5 руб. за доллар при ППС 18–19 руб. и высокой инфляции). Когда доллар стал расти, рубль сразу девальвировался на 55%, в то время как другие валюты – на 20%. Он был переоценен из-за огромного притока валюты в страну и огромного дисбаланса на валютной бирже: валюты много, а спрос на нее низкий. В 2007 г. было скуплено 170 млрд долл., а за три квартала 2008 г. – около 110 млрд долл.

9. ЦБ РФ, пытаясь снизить инфляцию, все время увеличивал резервные требования по отношению к банкам и сжимал их ликвидность, чтобы у них не было лишних денег для вбрасывания в экономику. В итоге в октябре-ноябре 2008 г. пришлось накачивать банки огромными суммами (с учетом кредитов – до 4 трлн руб., в том числе долговременных кредитов до 2020 г. под 8% годовых и безвозвратных средств – около 2 трлн руб.), чтобы спасти от банкротства.

Динамика кризиса

Финансовый кризис нарастал с августа-сентября 2008 г., в октябре отток вкладов населения из банков РФ достиг 300 млрд руб., в ноябре приостановился, а в декабре сменился приростом в 400 млрд руб. После помощи Центрального банка РФ ликвидность банков стабилизировалась. Но скрытые трудности остались: сворачивание ипотечных и автомобильных кредитов, нарастание проблемных кредитов, риски невозвратов и др.

Первый обвал был в январе 2009 г.: снизились уровень ВВП, объем промышленного производства, импорта и т. п. В феврале и марте ситуация немного улучшилась. Представители правительства поспешили сообщить о том, что дно кризиса пройдено, но апрель и май разочаровали – дно опять просело. Далее последовал довольно хороший июнь с положительной динамикой, несколько худший июль и совсем плохой – август 2009 г., когда опять наблюдалось снижение основных показателей.

В целом за 9 месяцев 2009 г. наблюдается спад ВВП на 10%, в промышленности – на 15%, в строительстве – на 19%, в грузообороте – на 17%, в инвестициях – на 18% и т. д. Увеличивается дефицит бюджета, сокращаются поступления доходов, что связано с ухудшением ситуации в экономике и внешней торговле. Экономический кризис в стране продолжается (табл. 6).

Таблица 6. Динамика основных экономических показателей (к соответствующему периоду предыдущего года), %

* Прирост, % к предыдущему месяцу.

Как видно, в сентябре 2009 г. динамика общественного производства существенно улучшилась. Особенно важно резкое снижение инфляции: в годовом выражении она росла на 13–14% в середине года, а в сентябре-октябре – меньше чем на 10%. Но это небольшое улучшение пока не является устойчивым. И в октябре 2009 г. промышленность неожиданно сократилась в годовом исчислении на 11,2% в сравнении с 9,5% – в сентябре.

Единственное, что вызывает опасения, – это ускоряющееся в последние месяцы снижение розничного товарооборота (а это – ключевая позиция спроса), очень сильное сокращение экспорта и импорта (на 44–46%) и продолжающееся уменьшение реальных доходов и реальной зарплаты.

Несколько слов о динамике кризиса в Новосибирской области.

Процесс в целом по стране идет неоднородно (табл. 7).

Таблица 7. Динамика экономических и социальных показателей в РФ, Сибирском федеральном округе (СФО) и Новосибирской области за I полугодие 2009 г., прирост к соответствующему периоду прошлого года, %

В Новосибирской области за I полугодие намного меньше, чем в России, снизилось промышленное производство, хорошие результаты достигнуты в сельском хозяйстве. Но сильнее сократились реальные доходы и, особенно, жилищное строительство на фоне катастрофического обвала общего объема строительных работ (более чем в 2 раза).

Сегодня основной объект обсуждения – будет ли вторая волна кризиса? На мой взгляд, она придет осенью или зимой 2010 г. Иностранный долг в IV квартале 2009 г. составляет 42 млрд долл., а в целом за год – 151 млрд долл. Наши банки дали кредитов на 20 трлн руб.: 13 трлн – предприятиям и организациям, более 6 трлн – физическим лицам. У предприятий нет возможности возвращать крупные долги из прибыли – ее просто физически не хватает. Поэтому очевидно, что значительная часть долгов будет просрочена, а некоторая – и вовсе не возвращена. На данный момент в стране убыточны около 40% предприятий и организаций. Размеры кредиторской задолженности огромны, выросли долги по зарплате, поставщикам и т. п.

Размеры волны невозврата трудно прогнозировать. Правительство и ЦБ считают, что банки, в основном, с «невозвратами» справятся. АСВ и «Альфа-банк» прогнозируют 20–25% невозврата долгов, с чем можно справиться при помощи государства. По мнению трех мировых рейтинговых агентств, которые ведут мониторинг в России, невозврат будет 30–35%. Если данная оценка подтвердится – будет банкротство многих банков и предприятий со всеми вытекающими последствиями, потому что таких денег не изыщет и государство, ведь невозврат долгов в 1,5–2 раза превысит капитал банков. Правительство поможет им, и, прежде всего, – убыточным государственным «Сбербанку» и «ВТБ». Они вместе с крупнейшими банками типа «Альфа-банка», у которых отложен значительный валютный резерв, выйдут из положения. А ряд других, в том числе крупных, могут обанкротиться. Правда, вряд ли это станет кризисом всей банковской системы: государство уже существенно накачало банки деньгами и продолжит это делать.

Банки начнут оказывать беспрецедентное давление на предприятия, чтобы те возвращали кредиты, и их поддержит суд. Я не исключаю, что многие предприятия возвратят максимум денег, и не только из прибыли, но и из оборотных средств. И тогда они, даже при наличии спроса на продукцию, не смогут раскрутить ее производство: у них не будет денег, чтобы купить сырье, материалы, платить поставщикам и рабочим и т. д. Часть предприятий не выдержит такой нажим и обанкротится или сократит производство.

В результате может возрасти безработица и начнется новый виток кризиса, но я надеюсь, что он будет последним. Возможно, государство национализирует наиболее интересные для себя производства и придет на помощь государственным предприятиям.

Однако ЦБ РФ и правительство России настроены оптимистично. Сейчас государство изыскивает средства для рекапитализации банков: оно хочет выпустить для них облигации, которые банки могут закладывать в ЦБ РФ за деньги, а некоторым банкам – просто раздать деньги.

Следующий риск – цены на нефть. Пока они для нас благоприятны – 70–75 долл. за баррель. В страну идет приток валюты, поддерживается нефтяная отрасль, нефтяники расплачиваются со смежниками. Но цена на нефть, по мнению многих экспертов, носит в определенной части спекулятивный характер и во многом связана с производными финансовыми механизмами, прежде всего, обращением нефтяных фьючерсов. Их сумма в 8–10 раз превышает реальный оборот нефти.

Президент США Б. Обама пытается поставить под контроль производные ценные бумаги, привести их в соответствие с реальным оборотом нефти. Предложение уже находится в Конгрессе, но будет ли оно принято – неизвестно, потому что для ряда крупных фирм (Goldman Sachs, JP Morgan, Solomon Brothers и др.) это чревато потерей огромного дохода. При принятии данного законопроекта цены на нефть, безусловно, упадут. Весь вопрос – на сколько? Падение до 40–50 долл. за баррель будет убыточным для нашей страны: курс доллара может тогда значительно вырасти, что затруднит возврат долларовых долгов, а также приведет к другим негативным последствиям.

И еще один риск связан с высокой инфляцией в период кризиса. Идет процесс стагфляции, выйти из которого будет трудно, а главное – депрессия может оказаться длительной.

Таким образом, риски еще велики, и рапортовать о выходе из кризиса преждевременно.

По стандартам Национального бюро США, рецессией считается снижение производства, наблюдаемое не менее двух кварталов. Выход из нее должен наблюдаться столько же. Лишь при наличии полугодовой положительной динамики можно говорить о выходе из кризиса. В отличие от развивающихся и развитых стран мира, в России прирост ВВП и промышленности – относительно небольшой – пока наблюдается только в одном, III квартале 2009 г.

Пути выхода из кризиса

Я думаю, что мы начнем выходить из кризиса, прежде всего, за счет внешних факторов – за счет позитивного влияния на Россию восстановления экономики в других странах мира. Возможно, будет поддерживаться приемлемая – 70–80 долл. – цена на нефть и соответственно на природный газ. В западных странах кризис закончится уже в 2010–2011 гг.: сперва в США, потом в Европе (здесь восстановление может задержаться и до 2012 г.). Россия сможет снова брать у них дешевые кредиты, возродится рынок капитала, начнется приток валюты, и все это поможет нам потихоньку выбираться из кризиса.

Самое главное, что сейчас нужно сделать, – подавить инфляцию. Производство фактически не поднимается, условия для снижения цен благоприятные: нет увеличения бюджета, впрыскивания дополнительных денег, роста кредитования, притока валюты.

Необходимо серьезно взяться за монополистов, прежде всего, за «Газпром» и нефтяные компании, чтобы они не завышали цену. Так же поступают и другие предприятия. Например, спрос на автомобили «АвтоВАЗа» упал наполовину, издержки снизились, а завод уже 2 раза поднимал цены на продукцию. У «Аэрофлота» 60% стоимости цены на авиабилет составляет керосин. Цена на него снизилась вдвое, а «Аэрофлот» повысил цены на билеты и лишился 30% пассажиров. Компания «Трансаэро» обошлась без повышения и получила приток пассажиров на 10%.

У нас в стране у предпринимателей странная психология: лучше сократить производство, но не снизить цену. Это сидит в крови. Даже в Академии народного хозяйства, где готовят экономистов, в кризис ряд программ подняли цены за обучение. Это вызвало недобор учащихся на 30–40%, снижение зарплаты персонала, его сокращение, им грозит переход на внешнее управление. А те, кто не повысил цены, – чувствуют себя намного лучше.

Только правительство может справиться с монополиями, однако вряд ли будет это делать, потому что само – монополия. Оно подает знак всем, какую делать инфляцию, и не отказывается от повышения цен на энергоносители, газ, грузоперевозки, квартплату. Мало того, мы являемся единственными в мире, кто в кризис повышает налоги и сборы: намного, с 26 до 34% к зарплате, возрастают социальные выплаты предприятий и организаций, законодатели Госдумы хотят увеличить и транспортный налог.

Впрочем, серьезность нынешнего положения заставила наших руководителей предпринять кое-какие действия. Во-первых, власть обратила внимание на малый бизнес: в 3 раза снижен упрощенный налог на малый бизнес, с 20 до 60 млн руб. увеличен лимит предприятий, где он применяется, разрешено работать без кассовых аппаратов, снижена плата подключения к электроэнергии, предоставлено хотя бы формальное право купить арендуемое помещение (фактически это пока плохо реализуется), даются кредиты с относительно низкой процентной ставкой. Подобные меры действуют во многих регионах, в частности, в Московской и Новосибирской областях.

Во-вторых, руководство страны осознало, что жилищное строительство является локомотивом выхода из кризиса, а каждый вложенный в него рубль влечет развитие смежных отраслей. И его объемы в 2009 г. снижены не так значительно, как в ряде других стран, – ожидается ввод жилья более 52 млн м2 против 64 млн м2 в 2008 г. Правительство повело новую линию на строительство жилья эконом-класса, установлены максимальные пределы его стоимости в России – до 30 тыс. руб. м2. И очень жестко госорганы отказываются помогать тем, кто строит дорогое жилье, – это единственный сектор, которому государство не дало ни копейки. Выделен резерв в 500 млрд руб. на снижение ипотечных ставок и развертывание более масштабного жилищного строительства. Чтобы исключить негативное влияние «на местах», создано специальное агентство, которое скупает или изымает земли у местной власти под федеральное дешевое жилье, ищет различные проекты в этой сфере.

В России есть позитивный опыт: в Смоленской области, например, строят жилье стоимостью 400–500 долл. за 1 м2. Это 2-этажные коттеджи (на их базе можно делать и шестиэтажные дома) из легких панелей с современными утеплителями. Снаружи – облицовка декоративным кирпичом, плиткой или деревом, внутри – прочный окрашенный картон (в Америке, кстати, нет обоев). В развитых странах подобное современное жилье составляет до 70% от всего жилого фонда. Альтернативный проект – панельный дом стоимостью 1500 долл./м2 – не вызывает у потенциальных жильцов такого интереса. Стоимость завода, который сооружает конструкции для такого жилья, – всего 196 млн руб., производительность – до 200 тыс. м2 в год. Наверняка и в других регионах, например, Новосибирске есть близкие проекты.

Правительство также приняло меры по поддержке автомобильной отрасли, простимулировав в основном покупку недорогих автомобилей, и ужесточило условия импорта машин, чтобы поддержать уже существующие производства на территории России. Сегодня их выпуск в стране впервые превысил импорт. К сожалению, пока производство автомобилей в России еле теплится – упало более чем вдвое, и только в последнее время спрос на них начал расти. В Европе и США уже в октябре 2009 г. покупки автомобилей восстановились. Скоро, надо полагать, это начнется и у нас.

В-третьих – импортозамещение. Импорт сократился в 2009 г. более чем на 100 млрд долл. по сравнению с 2008 г., покинув различные ниши, куда проникли наши товаропроизводители. Если им помочь инвестициями и кредитами, они могли бы там закрепиться и стать конкурентоспособными. Ведь импорт рано или поздно вернется и опять их потеснит, как в 1999–2001 гг.

В-четвертых – диверсификация экспорта. Курс доллара вырос и, наверное, в среднесрочной перспективе, вырастет еще. Поэтому экспорт, в том числе готовой продукции, очень выгоден. Можно было бы снизить налоги для предприятий, производящих такую экспортную продукцию, снабдить их дешевыми кредитами и т. д., как это сделала Индия в начале 1990-х годов, добившись огромного результата в развитии экспорта готовой продукции.

В-пятых, необходима ставка на инновации, образование, здравоохранение, к чему неоднократно призывают Д.А. Медведев и В.В. Путин. Определенные меры в этих областях применяются. В кризис не снижаются затраты на образование: проводятся инициативы по формированию «новой школы», исследовательских университетов и др.

Сокращается смертность, в том числе и от алкоголя (на 22% за 2008 г.), хотя крупные меры по борьбе с алкоголизмом только намечаются. Было принято лишь постановление о запрете добавлять пищевой спирт в спиртосодержащие жидкости. Несколько снизилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Растет рождаемость, в том числе вторых и третьих детей. Депопуляция снижается и составит в 2009 г. около 200 тыс. чел. (в 1998 г. – 950 тыс.). Однако сейчас подрастает новое поколение, менее многочисленное, и рождаемость через 3–5 лет, наверное, расти перестанет, а затем – начнет даже временно снижаться. Открываются различные медицинские центры – в общем, наблюдается определенная активность.

Необходимо принять такие антикризисные меры, которые обеспечат оживление и дальнейший подъем нашей экономики на новый уровень. Эти меры связаны с системой коренной модернизации нашей социально-экономической системы.

Модернизация и инновация – пустой звук без инвестиций и кадров

На сегодня одна из существенных проблем – состояние основных фондов. Чтобы внедрять инновации, необходима соответствующая техническая база.

Значительная часть наших основных фондов – наследие СССР. Средний срок службы машин и оборудования в России – более 18 лет, в то время как срок их годности – 10 лет.

Например, нынешним энергоагрегатам в среднем 30 лет от роду, и они потребляют 240 г условного топлива для выработки 1 кВт/ч. А современные агрегаты расходуют 120–140 г топлива. На газе сегодня работает 70% электростанций. Экономия при коренном техническом обновлении – почти половина топлива, или 100 млрд м3 газа, оцениваемого в 30 млрд долл. в год. При этом по меньшей мере втрое повысится производительность труда.

Обновление фондов и внедрение инноваций требуют также обновления кадров. Человеческий фактор сегодня играет все более значимую роль. Однако уже 10–15 лет способная молодежь не идет в технические вузы. Трудно найти в России человека 30–45 лет с хорошим техническим образованием, это в основном специалисты старшего поколения. Надо готовить кадры, вкладывать инвестиции в их обучение, устанавливать нормальный уровень зарплаты.

Например, было решено оснастить все районные медицинские пункты маммографами. Но эти сложные приборы ничего не стоят без специалистов – и в итоге они плохо используются. Такое происходит не только в медицине, но и в других отраслях. Покупаются обрабатывающие центры, но не готовят персонал – и технологический процесс стопорится.

Кроме того, можно вложить инвестиции, а результат будет нулевой или даже отрицательный. Например, Горьковский автозавод решил производить модель «Volga Siber». Были приобретены лицензия и оборудование, а через два года производство автомобилей фактически почти прекращено – модель оказалась старой и неконкурентоспособной… Нужно не просто покупать лицензии, но и воспитывать людей, которые в них разбираются – как это делала Япония. Кадры растут на каком-то деле. Невозможно, к примеру, воспитать кадры для суперкомпьютера при работе на простом ПК.

При реализации государственных программ все стараются купить оборудование получше, не жалея средств – не свои же! Но зачем покупать мощный компьютер, чтобы использовать его в качестве печатной машинки? Или мощнейший томограф – для исследований, для которых достаточно современного цифрового рентгена.

Например, многие больницы соревнуются в попытке купить современные томографы стоимостью по 1–5 млн долл. Они могут обслуживать в сутки 70–100 чел., но для больницы столько не требуется, и они практически плохо загружены. Мой предприимчивый знакомый, один из самых крупных держателей томографов в мире (в России – около 40), организует центры коллективного пользования. И многие больницы, даже имеющие томографы, посылают своих больных к нему, потому что снимки поступают узкопрофильным специалистам, в ранге профессоров, ставящим диагноз, которым платят нормальную зарплату (в больнице держать таких специалистов невыгодно). Стоит это в несколько раз дешевле, чем платная услуга на прохождение такой процедуры в государственной клинике. Кроме того, если томограф ломается – обычно нужно ждать ремонта 1–2 месяца, когда из-за границы доставят нужную деталь. А у центра свой склад и сертифицированные инженеры, прошедшие обучение в фирме Siemens. Преимущества очевидны.

С покупкой нового оборудования сразу возникает узкое место: кадры, потом – обслуживание. А потом приходит идея самому сделать прибор… Но в массовом масштабе мы еще не начали двигаться в этом направлении.

Один процент на науку

Трагедия России в том, что ее социально-экономическое развитие определяют сырьевые отрасли. Темпы развития страны наполовину были связаны с ценами на топливо и сырье и производимыми из него материалами. При сохранении объемов добычи и даже при их некотором увеличении эффективно обеспечивать развитие страны на 75–80% за счет глубокой переработки сырья и производства из него готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, развития высокотехнологичных наукоемких инновационных отраслей.

Россия в среднесрочной перспективе могла бы занять лидирующее место в мире по производству и экспорту нефтехимических продуктов и готовых изделий из синтетических материалов, а также по выпуску продукции глубокой переработки древесины. Глубина переработки добываемого сырья, выход из него готовой продукции в России крайне низкие. При лучших в мире условиях для развития нефтехимиии и глубокой переработки древесины мы здесь отстаем от развитых стран по конечному результату от использования добытого топлива и сырья в 3–5 раз. На 2–3-е место в мире мы могли бы выйти по производству и экспорту энергетического и электротехнического машиностроения. Наша страна в обозримые годы способна превзойти Германию по выпуску легковых и грузовых автомобилей, заняв 3–4-е место в мире.

Доля инновационных отраслей и услуг в России сегодня составляет лишь 5,5% ВВП. Они не определяют наше экономическое развитие и не определят в ближайшие 10 лет, не от них зависит сейчас наше благосостояние. Поэтому, с моей точки зрения, в ближайшие годы надо заниматься модернизацией – развивать глубокую переработку сырья – нефтехимию, переработку древесины и т. п. Развитие машиностроения тянет за собой и другие отрасли: металлургию, электронику и т. д.; необходима ставка на крупное жилищное и социальное строительство. Одновременно необходимо активно развивать инновационные отрасли: лишь когда они достигнут 15–20% ВВП, можно говорить о переходе к инновационному типу развития.

Но для этого необходимо тратить на науку не 1,2% ВВП, как сегодня, а 3%; на образование – не 4%, а 10%, на здравоохранение – не 5%, а 10%. Это все – вложения в будущее. Советский Союз входил в десятку самых образованных стран, а сейчас мы занимаем 30-е место. Невосприимчивость к инновациям, недоверие к новым технологиям, страх перемен – беда, доставшаяся нам еще с советских времен. Новшества плохо внедряются, потому что нет системы коммерциализации новых продуктов и технологий.

В 1970-е годы, будучи единственным экономистом в Президиуме Сибирского отделения Академии наук, я создал комиссию по рассмотрению внедренческих предложений научных институтов, так как Сибирское отделение АН СССР недостаточно получало бюджетных денег и вынуждено было «зарабатывать» доходы по хозрасчету.

Отмечу семь крупных направлений, которые сулили многомиллиардную экономию. До сих пор, спустя 25 лет, эти направления не реализованы, хотя отдельные развиваются за рубежом. Перечислю некоторые.

1. В Институте неорганической химии была изобретена жидкость на щелочной основе, которая впитывала нефть; потом путем нагревания нефть и жидкость разделялись. В итоге судно, перевозившее, например, нефть на Кубу, обратно могло везти сахар: за несколько циклов обработки оно было совершенно чистым, даже без запаха. На этой основе можно было делать жидкость, которая смывает масло со станков, и т. д.

Но наиболее значительный эффект ожидался в увеличении нефтедобычи за счет более полного извлечения нефти. Больше половины добываемой нефти, как известно, остается в недрах, особенно в нашей стране. С применением данной технологии можно извлекать нефть практически полностью, что демонстрировалось на опыте. Несколько промывок нефтяных пластов дешевым щелочным составом – и в песке нет и следов нефти, это могло стать революцией в нефтедобыче…

2. Малогабаритный пресс сверхвысокого давления, который придумал русский изобретатель Кусько в 1964 г. Такой пресс не разрывается при высоком давлении: это конструкция из цельного металла особой прочности в виде толстостенного яйца, обмотанного к тому же очень прочной проволокой. Пресс высотой 2–3 м может создать давление 20–30 тыс. атм., металл при таком сжатии становится жидкостью, и в результате форма детали с высокой точностью повторяет нужные очертания. На Ступинском авиационном заводе работал такой опытный пресс величиною со стол, и его можно было пощупать.

С помощью А.М. Дерибаса в СО РАН была сооружена пара таких прессов, но внедрить их не удалось – против выступили создатели крупных прессов. А это могло бы стать переворотом в технологии всего машиностроения. Между тем одна из западных фирм (АВВ), используя только одну часть изобретения, сделала среднегабаритный пресс высокого давления и продает их по всему миру, в том числе и нам, по высокой цене.

3. Принципиально новая технология посева уже проросших семян. При посадке растения самое сложное – проклюнуться ростку из зерна, для этого нужна температура от +13° и выше. Возникла идея проращивать семена до посева в теплой воде, подпитывая их специальными веществами. Самое сложное затем – мгновенно высушить зерно: от горячего воздуха оно сморщится. В СО АН СССР была разработана технология – каталические устройства тепла: мокрое зерно поступает в среду, где «промокашки» в виде микрочастиц сразу абсорбируют влагу. Кроме того, более мелкое зерно всплывает в воде, и его можно сразу рассортировать. Изобретение было использовано в ряде районов, получен изумительный эффект. Но дальше дело не пошло, хотя Институт растениеводства дал прекрасное заключение: необходима была машина для обработки зерна. Машина дешевая, но все равно требовались миллионные вложения, и их не нашлось.

4. Крупнейший специалист по плавке стали – А.М. Бигеев, завкафедрой стали Магнитогорского горно-металлургического института – придумал абсолютно новый металлургический процесс. В кипящий слой подаются воздух, мелкие кусочки руды, а сверху – крошится каменный уголь (не обязательно – коксующийся). При соединении в кипящем слое они превращаются в чугун. Капельки металла, более тяжелые, сползают вниз, в желоб. При этом можно использовать дешевую железную руду, даже содержащую, казалось бы, вредный фосфор. Затем расплав перетекает в другой сосуд, где металл по электромагнитному желобу поднимается, а фосфор остается внизу – и из него получается удобрение. В итоге был изобретен принципиально новый агрегат для прямого восстановления железа из обычной железной руды без разделения на доменные процессы, сталеплавильные и т. д. Профессор Бигеев спроектировал печку на 100 тыс. т, директор «Магнитки», у которого мы были, согласился ее построить, но был переведен в министры черной металлургии Украины. С приходом нового директора завода все остановилось.

5. Главный конструктор Липецкого тракторного завода придумал принципиально новый по конструкции мощный трактор – производительный и удобный в управлении, с одинаковыми по величине передними и задними колесами, с платформой и отбором мощности и спереди и сзади. Он может быть одновременно прицепным, навесным, с несколькими функциями: готовит почву, сеет зерно и удобряет; также сразу, в один проход, делается прикатка. Но для Минского тракторного это было крайне невыгодно, ведь минский трактор с небольшими передними колесами не сбалансирован и не использует навесные орудия. Руководители отрасли – выходцы с этого завода, восстали против изобретения, хотя опытные образцы такого трактора были созданы и показали на испытаниях в хозяйствах отличные результаты, в том числе и по возделыванию технических культур.

В последнее время за рубежом начали выпускать похожие трактора – недавно в Пензенской области я видел такой, купленный в США трактор в передовом хозяйстве.

6. Гидродобыча угля. В Кузбассе была единственная шахта «Юбилейная», занимавшаяся гидродобычей угля, с производительностью выше американской (в 3–5 раз выше аналогов при сухой добычи угля в Кузбассе). Не было ни травматизма, ни силиконовой болезни. Уголь доставлялся на электростанцию или обогатительную фабрику в мокром состоянии, где его дробили и подавали с водой. Институтом «ВНИИгидроуголь» была разработана полная технология. Эффективно работали институт, КБ, опытный завод, который произвел это уникальное оборудование – но все закрыли. Я опубликовал об этом статью в «Правде», за что меня вызвали в ЦК и осудили. Министр утверждал, что эта технология – нелепость. Но цифры есть цифры!

Все эти технологии не внедрены, хотя могли бы и сегодня дать высокую отдачу. Проблема в том, как использовать огромный научный потенциал для инновационного развития. Необходимо развивать высокотехнологичные наукоемкие отрасли, налаживать специальную инновационную инфраструктуру.

Антикризисные меры

В России было три этапа антикризисных мер. Программа первого этапа была реализована в октябре-ноябре 2008 г. Ее основное назначение – накачка банков деньгами для предотвращения банковского кризиса из-за сокращения ликвидности. Всего было выделено 5918 млрд руб. (около 220 млрд долл.), из них:

до 1500 млрд руб. – коммерческим банкам из временно свободных средств госбюджета на срок до 3 месяцев под 8% годовых;

1300 + 75 + 175 млрд руб. – ВЭБу из федерального бюджета;

до 700 млрд руб. – беззалоговых кредитов для 116 коммерческих банков из средств ЦБ РФ на 35 дней под 9,89%;

950 млрд руб. – субординированные кредиты сроком до 2020 г. под 8% годовых, в том числе 725 млрд руб. «Сбербанку», «ВТБ» и «Россельхозбанку» из средств ЦБ (500 млрд руб.) и Фонда национального благосостояния (450 млрд руб.);

60 млрд руб. – АИЖК из федерального бюджета для поддержки ипотечного кредитования;

135 + 200 + 143 млрд руб. – коммерческим банкам из федерального бюджета, Фонда реформирования ЖКХ, Госкорпорации ЖКХ;

175 млрд руб. – реальному сектору из Фонда национального благосостояния;

300 + 75 млрд. руб. – коммерческим банкам в связи со снижением нормативов резервирования;

140 млрд руб. – нефтекомпаниям в связи со снижением экспортных пошлин;

2,5 + 2 млрд долл. – ВЭБу под Libor + 1% из ЦБ для поддержки «Связьбанка» и банка «Глобэкс»;

0,5 млрд долл. – «Газэнергопромбанку» из ЦБ для поддержки «Собинбанка».

В итоге краткосрочные кредиты составили 3,7 трлн руб., долгосрочные (до 2020 г.) – 1,1 трлн руб., безвозвратное финансирование – 1,1 трлн руб.

Второй этап заключался главным образом в помощи реальному сектору. В декабре 2008 г. – январе 2009 г. были приняты дополнительные антикризисные меры по снижению налога на прибыль с 24 до 20%, упрощенного налога на малый бизнес – с 15 до 5%, увеличено пособие по безработице до 4900 руб. в месяц, приближена на год выплата материнского капитала, направлено на помощь в обучении и трудоустройстве безработных 44 млрд руб., и др.

Помощь главным образом оказывалась через кредиты на 6 и более месяцев: автопрому – 173 млрд руб., РЖД – 50 млрд руб., «Газпрому» и нефтяным компаниям – 12 млрд долл. (больше всего – «Роснефти» – 4,4 млрд), оборонной промышленности, электростанциям, металлургам и ряду других предприятий. В частности, «АвтоВАЗу» было передано 25 млрд руб. безвозмездно, 90 млрд руб. – в виде кредита; поддержаны «ГАЗ» и ярославский «Автодизель», «Магнитка». Составлен список из 295 системообразующих предприятий федерального значения для оказания первоочередной помощи. Даны дополнительные средства на поддержку ипотеки, льготы по отсрочке уплаты ипотечных долгов гражданам, лишившимся работы или сильно потерявшим в зарплате.

По этому этапу антикризисных мер затраты составили 1,6 трлн руб.

Третий этап начался в апреле 2009 г. с принятия Антикризисной программы правительства РФ на 2009 г. с дополни- тельными средствами в 1,4 трлн руб. Среди крупных мероприятий:

340 млрд руб. – перечисления в Пенсионный фонд на индексацию пенсий в апреле 2009 г. – на 17,5% и в августе – на 8,5%;

300 млрд руб. – предоставление дополнительных госгарантий;

50 млрд руб. – дотации бюджетам субъектов РФ;

0 млрд руб. – расширение возможностей для субъектов РФ в получении бюджетных кредитов;

500 млрд руб. – предоставление кредитов банкам за счет средств Банка России;

30 млрд руб. – поддержка малого и среднего бизнеса;

50 млрд руб. – выкуп дополнительной эмиссии акций и облигаций стратегических предприятий;

45 млрд руб. – дополнительная капитализация «Россельхозбанка»;

25 млрд руб. – дополнительная капитализация «Росагролизинга»;

50 млрд руб. – введение 30%-ной амортизационной премии;

34 млрд руб. – изменение срока амортизации.

Всего за три этапа антикризисной программы выделено около 9 трлн руб., из которых 60% – краткосрочные кредиты и 40% – долгосрочные кредиты и безвозмездное финансирование.

В связи с выпадением нефтегазовых и других доходов при формировании доходной части госбюджета на 2009 г. (общее сокращение бюджета оценивается в 4,2 трлн руб.), намечено пополнить доходы из Резервного фонда в размере 2,7 трлн руб., и с учетом этого сумма антикризисных мер возрастет до 12 трлн руб.

Следовало бы также учесть примерно 130 млрд долл. из золотовалютных резервов ЦБ, затраченные в июне 2008 г. для предотвращения «обвала» валютного курса рубля, который благодаря этим средствам удалось снижать постепенно, не вызвав паники населения и долларизации страны.

С учетом и этих средств общая сумма антикризисных мер правительства РФ и ЦБ (государства) может быть оценена в 16 млрд руб. при годовом ВВП в 2008 г. и 2009 г. – около 41 трлн руб., то есть около 40%. Это самая крупная антикризисная программа в мире в процентном отношении к ВВП (по абсолютной сумме лидируют США).

Из этой суммы менее половины (7 млрд руб.) составляют краткосрочные кредиты, а остальное – долгосрочные кредиты до 2020 г. (более 1 трлн руб.) и безвозмездные средства (8 трлн руб., из которых менее 4 трлн – золотовалютные резервы, 2,7 трлн – Резервный фонд и более 1,5 трлн руб. – сокращение налогов и бюджетные средства).

***

Кризис, конечно, тяжелая вещь, но он прочищает мозги, делает людей сильнее, дает полезные уроки и новые возможности. Мы пережили гораздо более худшие времена в период распада СССР и глубочайшего трансформационного кризиса 1990–1998/99 гг. Поэтому сейчас не просто выживем, но выйдем из кризиса если не окрепшими, то, на худой конец, поумневшими, готовыми к новым свершениям.