А. Варламов, С. Гальченко. Земельная реформа 1990-х годов
Источник http://raf.org.ru/magazine_old/sta32002_5.htm
Земельная реформа, начатая в России в  1990 г., имела следующие цели: осуществление перехода к многообразию  форм собственности на землю, землевладения и землепользования;  обеспечение социально справедливого и экономически обоснованного  перераспределения земель; создание равных экономических условий для всех  форм хозяйствования; создание экономического механизма регулирования  земельных отношений и стимулирования рационального использования и  охраны земель; прекращение процесса деградации земли и других связанных с  нею природных ресурсов, обеспечение их восстановления.
Государство отказалось от монопольной  собственности на землю, но приватизация земли шла медленно,  непоследовательно, что порождало путаницу и множество ошибок, особенно в  вопросах получения крестьянами права собственности на имущество  сельхозпредприятий и землю. Многие нормативные акты противоречили друг  другу.
В апреле 1990 г. Указом Президиума  Верховного Совета РСФСР был изменен порядок землепользования в сельских  населенных пунктах. Из сельскохозяйственных земель выделялись участки  для передачи сельским и поселковым советам. Было разрешено также  арендовать земельные участки.
На основании Закона РСФСР от 14 июля  1990 г. “О республиканских министерствах и государственных комитетах  РСФСР” был создан Государственный комитет РСФСР по земельной реформе.
В конце 1990 г. Верховный Совет РСФСР  принял законы: “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “О земельной  реформе”; “О социальном развитии села”. Законом “О крестьянском  (фермерском) хозяйстве” было установлено, что член колхоза (работник  совхоза) имел право выйти из его состава и создать крестьянское  хозяйство без согласия трудового коллектива или администрации  предприятия. Кроме того, этот закон определил права собственников  земельных долей.
В России была провозглашена частная  собственность на земельные участки, используемые для  сельскохозяйственного производства (земли фермеров, садоводов, земли под  личными подсобными хозяйствами, индивидуальным жилищным строительством,  животноводческими кооперативами, а также находящиеся в  колхозно-кооперативной и коллективно-долевой собственности). Другим  категориям граждан и юридических лиц право частной собственности на  землю предоставлено не было. Был введен мораторий на куплю-продажу земли  (от 5 до 10 лет).
В декабре 1991 г. в соответствии с  Указом Президента РФ “О неотложных мерах по осуществлению земельной  реформы РСФСР” и Постановлением Правительства РФ “О порядке  реорганизации колхозов и совхозов” коллективы колхозов и совхозов должны  были по своему усмотрению принять решение о переходе к частной,  коллективно-долевой и другим формам собственности. При этом разрешалась  продажа земли для ведения гражданами крестьянского (фермерского)  хозяйства.
23 декабря 1992 г. был принят Закон РФ  “О праве граждан Российской Федерации на получение в частную  собственность и на продажу земельных участков для ведения личного  подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного  строительства”.
В конце 1991 г., как и во многих  государствах мира, в России были введены платежи за землю: земельный  налог, арендная плата, цена земли в случае ее купли-продажи.
С ноября 1992 г. по декабрь 1993 г.  было продолжено дальнейшее совершенствование системы регистрации  различных форм землевладения и землепользования, проведение учета  количественных и качественных характеристик земель, определение подходов  к экономической оценке земель в условиях рыночного оборота. За короткий  срок было принято более 50 основных нормативных документов для  реализации земельной реформы.
Постановлением Правительства РФ от 30  мая 1993 г. был утвержден “Порядок купли-продажи гражданам Российской  Федерации земельных участков”, в соответствии с которым мораторий на  куплю-продажу земель действовал только для крестьянских (фермерских)  хозяйств и сельскохозяйственных предприятий.
В 1992—1993 гг. были также решены  многие политические, экономические, технологические и социальные  проблемы, такие как ликвидация монополии государственной собственности  на землю и осуществление перехода к многообразию форм собственности на  землю, владения и пользования ею; формирование слоя средних и мелких  земельных собственников; улучшение структуры управления земельными  ресурсами; обеспечение всех желающих граждан приусадебными и  садово-огородными участками; внедрение нового экономического механизма  регулирования земельных отношений и стимулирования рационального  использования и охраны земель; реорганизация колхозов и совхозов,  приватизация их земельной собственности, образование крестьянских и  фермерских хозяйств.
Важным шагом в правовом регулировании  земельных отношений являлся Указ Президента Российской Федерации от 27  октября 1993 г. “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной  реформы в России”, который впервые отнес землю к объектам недвижимости.  Указом были отменены большинство ограничений на отчуждение земли,  расширен перечень сделок с земельными долями.
Принятие новой Конституции РФ 12  декабря 1993 г. разрешило главный спорный вопрос в сфере земельных  отношений. Конституция закрепила право частной собственности на землю в  РФ.
Затем наиболее значимым документом  явилось Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября  1994 г. “О порядке определения нормативной цены земли”, установившее  нормативную цену земли, равную 200-кратной ставке земельного налога на  единицу площади земельного участка.
С 1 января 1995 г. была введена в  действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, который  определил, что к недвижимым вещам (недвижимому имуществу) относятся  земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что  прочно связано с землей.
1997 г. ознаменовался важным для  развития земельных отношений в Российской Федерации событием: принятием в  июле Федерального закона “О государственной регистрации прав на  недвижимое имущество и сделок с ним” (вступившим в силу в феврале 1998  г.). Закон установил основные принципы и порядок государственной  регистрации прав на недвижимость и формирования единой системы  регистрации, исключив из этой системы органы Госкомзема России.
В 1998—2001 гг. был принят ряд важных  законов: “О государственном земельном кадастре”, “О землеустройстве”, “О  разграничении государственной собственности на землю” и Земельный  кодекс Российской Федерации, значительно продвинувшие проблемы  формирования земельных отношений в стране.
В России в 1991—2001 гг. возникло  приблизительно 275 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств; были  расширены земли сельских населенных пунктов; создан фонд  перераспределения земель; начался процесс приватизации земли под  предприятиями; приняты законодательные земельные акты; начался рыночный  оборот земель; введена платность землепользования; стала формироваться  автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра,  была обеспечена потребность населения в земельных участках для личного  подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства;  существенный рост получило индивидуальное жилищное строительство.
Вместе с тем при проведении земельной  реформы не были решены вопросы сохранности земель и повышения  эффективности их использования. Так, в сельскохозяйственном производстве  не используются более 13 млн га пашни, большие площади  сельскохозяйственных угодий заросли кустарником и мелколесьем,  заболочены, эродированы, опустошены и деградировали. В результате  отсутствия финансирования были практически прекращены работы по  восстановлению продуктивных угодий, рекультивации нарушенных земель,  мелиорации.
Анатолий Варламов - д. э. н., профессор, проректор по научной работе Государственного университета по землеустройству
Светлана Гальченко - к. э. н., доцент Государственного университета по землеустройству
» 
  
