Возрождение бирж в России. От количества к качеству

Источник: К2К News. 12.03.2007. http://www.k2kapital.com/articles/18/27648/

 

Последние биржи эпохи НЭПа были закрыты в 1930 году, когда Советская власть объявила о монополизации торговли государством. Почти 60 лет для советских людей биржа была одним из институтов “безнравственного буржуазного мира чистогана” и служила прекрасной иллюстрацией его “несправедливой и антигуманной сущности”. На бирже собственник Сомс из “Саги о Форсайтах” наживал свой капитал, а герои рассказов О’Генри на бирже предавали друзей ради личной выгоды.

Но к началу 1990-ых годов в России назрела необходимость возрождения бирж. Централизованная экономика СССР уже болела многими проблемами: острый товарный дефицит, скрытая инфляция, и как следствие, бартеризация экономики, развал хозяйственных связей и спад промышленного производства. Начался переход к рыночным отношениям, в рамках которого были воссозданы биржи. Образовав сферу обращения товаров и денежных ресурсов, они стали спасением для экономики, зашедшей в тупик в результате нарушенных директивных связей и невозможности распределения товаров через Госснаб и оптовую сеть министерства торговли.

Основой для будущих бирж стали валютные аукционы Госбанка и Внешэкономбанка и коммерческие центры Госснаба, проводившие в перестроечные годы аукционную продажу продукции производственно-технического назначения. Создание в первой половине 1990 года Московской товарной биржи и Российской товарно-сырьевой биржи вылилось в биржевой бум в России. Уже к концу этого года в стране насчитывалось более 700 бирж, и Россия по их числу вышла на первое место в мире. Очень скоро Москва стала биржевой столицей мира по количеству фондовых бирж, число которых во всей России составляло 40% от их общемирового количества.

Появление сотен “международных”, “интернациональных”, “товарных”, “сахарных” бирж стало своего рода анекдотом. Размещались эти торговые площадки в самых разных местах. Многие бюджетные организации сдавали площади для организации торгов. Случалось, что утром на площадке велись биржевые торги, а вечером там начиналась дискотека. Одна из “московских центральных” бирж  находилась в коммунальной квартире с продавленными диванами, сохранившимися от старых хозяев.

Это было время романтиков, возрождавших биржевую торговлю на голом энтузиазме. Несколько таких энтузиастов собрались и отважились вложить 30000 рублей в совершенно новое для современной России дело. Так появилась РТСБ, ставшая центром возрождения бирж в начале 90-ых годов. Она стала образцом, по которому создавались сотни бирж по всей стране. Учредителями новых торговых площадок были коммерсанты, городские власти, министерства и т.д. В создании РТСБ участвовал Политехнический музей в Москве, и первая торговая площадка располагалась в музее. Образование множества бирж в последние годы существования СССР очень легко объяснить. В это время – при директивном распределении продукции и централизованно устанавливаемых ценах – одно лишь учреждение биржи давало законную возможность свободно продавать продукцию по ценам, определяемым рынком.

Первые биржи были вначале просто ярмарками, где часто торговали каким угодно, но обязательно реальным товаром. Первые поставки компьютерной техники прошли через биржи. При проведении торгов широко использовался простой аукцион, применявшийся еще на советских биржах эпохи НЭПа. В 1991 и 1992 годах были приняты федеральные законы и нормативно-правовые акты, которые приблизили организационно-правовой статус российских бирж к международным стандартам. Впрочем, фондовые биржи в это время обнаруживают большее соответствие мировой практике, нежели товарные. В сделках на товарных биржах могли участвовать постоянные и разовые посетители, а члены биржи могли быть неравноправными. Фондовые же биржи в действительности, представляли собой закрытые клубы профессиональных участников финансового рынка.

Уже в эти годы было принято законодательство, достаточно детально описывающее операции с ценными бумагами и срочными контрактами. На Московской товарной бирже стали впервые проводиться срочные сделки с зерном и хлопком, а Московская торговая палата организовала торги фьючерсами на доллар США. Уже в 1991 году ведущие московские биржи - МТБ, РТСБ, Московская центральная фондовая биржа – быстро наращивали торговые обороты, превращаясь в крупные площадки с большим числом участников, применяющие достаточно сложные биржевые технологии.

После резкой активизации торговли реальным товаром и увеличения числа бирж многие из них были вынуждены закрыться уже в 1992 году. Дело в том, что со временем оптовые компании отладили торговые связи, накопили необходимую информацию, установили прочные деловые контакты и начали уходить с торговых площадок. Члены биржи стали работать на внебиржевом рынке. Выжить в этих условиях смогли те товарные биржи, которые, оказавшись в стороне от реальных денежных потоков, сумели наладить торговлю срочными контрактами. В 1993 году количество товарных бирж сократилось на треть, а к концу 1996 года более чем на 60% по сравнению с 1992 годом. На рубеже веков многие из этих выживших бирж уже были закрытыми площадками, на которых действовали профессиональные биржевые спекулянты и хеджеры. Таким образом, товарная биржа трансформируется из “ярмарочной площадки”, где торгуют реальным товаром, в компьютеризованный рынок производных инструментов.

К концу 1992 года уже громче стали заявлять о себе фондовые биржи. Их общее число достигло 22, а на крупнейших товарных биржах создавались фондовые отделы. Создается Московская межбанковская валютная биржа, которая сначала была центром организованной торговли валютой, а потом стала одной из ведущих фондовых бирж страны. В этом же году создаются региональные валютные биржи, на основе которых ММВБ несколькими годами позже создала общенациональный рынок валюты и ценных бумаг. Тем не менее, реальное значение фондовых площадок было еще незначительным. Объем сделок с ценными бумагами соответствовал всего 3-5% объема товарных сделок.

В 1993 году на фондовых и товарных биржах, боровшихся за свое существование, начали торговать приватизационными чеками, кредитами и инструментами денежного рынка, брокерскими местами, ценными бумагами на предъявителя, а также суррогатами ценных бумаг (например, билеты МММ). Кроме того, биржи брались за обслуживание сделок по приватизации предприятий. Рынок ценных бумаг расширяется за счет попадания на него государственных и муниципальных облигаций и корпоративных ценных бумаг, выпущенных первыми приватизированными предприятиями. В этих условиях продолжает увеличиваться число фондовых бирж: на конец 1994 года их насчитывалось 63. Количество товарных бирж при этом сокращается: до 137 к концу того же года.

В 1995 году вводится Российская торговая система – РТС, которая по замыслу ее создателей должна была обслуживать межрегиональный фондовый рынок. В действительности РТС была не биржей, а внебиржевой компьютерной системой, подобной американской системе Nasdaq на первых этапах ее существования. Недостатком системы было отсутствие гарантий исполнения сделок и то, что акцент делался на работе с крупными брокерскими компаниями с иностранным участием. Впрочем, в течение двух лет после создания РТС на ней заключалось более половины сделок с российскими корпоративными ценными бумагами. К 1998 году РТС и ММВБ по объемам торгов значительно опередили другие российские биржи и вошли в разряд крупных национальных бирж.

Главным итогом бурных 1990-ых годов стало образование современных общенациональных площадок для торговли ценными бумагами и срочными контрактами, необходимых для слаженного и стабильного функционирования российского финансового рынка.

Возрождение российского биржевого дела началось еще в эпоху существования СССР, став одним из важнейших моментов реформирования командно-административной экономической системы в рыночную. На первом этапе биржи взяли на себя функции обеспечения товарообмена при крахе директивной схемы распределения товаров. Дальнейшее развитие определялось приведением торговой практики и организационно-правовой основы российских бирж в соответствие общемировым стандартам.