Е. Серова, И. Храмова и др. Продовольственная безопасность страны: аграрно-экономический аспект

Источник  www.iet.ru

Введение

В последние годы в России стали активно обсуждаться проблемы продовольственной безопасности страны. При этом проблема сводится исключительно к уровню самообеспеченности продовольствием, соответственно – к развитию собственного аграрного сектора и аграрному протекционизму. Так, в традиционных работах отечественных аграрных экономистов в изобилии встречаются утверждения типа: « продовольственная безопасность – это такое состояние экономики, когда не менее 80% основных продуктов питания производит она сама» [1, стр.3]; «[АПК] призван обеспечивать продовольственную безопасность страны» [2, стр.9]; “желательным уровнем продовольственного самообеспечения является показатель 80-85%» [3б, стр. 12] и др. Активная стадия обсуждения в науке и общественных кругах привели к законодательным инициативам: в Государственной думе уже около двух лет обсуждается законопроект по продовольственной безопасности России, а в правительстве по заданию Президента подготовлен проект Государственной доктрины продовольственной безопасности. В своих первоначальных вариантах оба документа были откровенно аграрно-протекционистские, приходящие к выводу о необходимости всячески поддерживать собственного производителя продовольствия для снижения зависимости от его импорта и, тем самым, повышая продовольственную безопасность.

В настоящем исследовании, предпринятом в рамках проекта, финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID), мы попытались ответить на вопрос, какие риски для продовольственной безопасности нации действительно проистекают из агропродовольственного сектора и выработать меры по предотвращению реализации этих рисков.

На предварительных стадиях исследования мы отобрали 4 группы рисков, связанных с АПК. Во-первых, мы рассмотрели уровень эластичности предложения отечественного агропродовольственного сектора, так как при низкой эластичности отечественное производство не может удовлетворить возросший спрос на продовольствие в стране и это может привести к продуктовым дефицитам. Вторая группа рассмотренных факторов – это неравномерность аграрного производства по территории страны, что при отсутствии развитой межрегиональной торговли также может стать факторов риска. Третья группа факторов относится ко внешнеторговым эффектам. Здесь, мы постарались показать, что для продовольственной безопасности важна не сама по себе высокая доля зависимости от импорта, но негарантированность валютных поступлений на импорта продовольствия. И наконец, в четвертой группе факторов риска мы рассмотрели проблемы государственной аграрной политики на федеральном и региональном уровне, показав, что агропродовольственная политика может как содействовать повышению продовольственной безопасности нации, так и ухудшать ситуации с продовольственным снабжением населения страны.

Для рассмотрения каждой из группы факторов риска были применены разные методы эмпирического анализа от рассмотрения отдельных ситуаций до эконометрических расчетов.

На основе проведенного анализа сделаны выводы для выработки агропродовольственной политики, нацеленной на повышение продовольственной безопасности страны с точки зрения АПК. При этом авторы хорошо осознают, что продовольственная безопасность страны определяется не только и не столько агропродовольственной политикой, но общим макроэкономическим развитием. Так, низкие реальные доходы населения делают для население продовольствие недоступным в необходимых для нормального жизнеобеспечения объеме. Высокая дифференциация населения по уровню дохода формирует группы населения с устойчивым недоеданием, что также является фактором продовольственной опасности. Кроме того, качество питания имеет также важную роль в обеспечении продовольственной безопасности населения: в целом достаточное по калорийности, но несбалансированное по элементам питание может также нести себе угрозу развитию нации. В этой связи, для комплексной программы обеспечения продовольственной безопасности страны нужны рекомендации не только по агропродовольственной политике, но и по социальной политике, и по контролю над качеством продовольствия.

Являясь экспертами только в узкой области аграрной экономики, авторы сконцентрировали свое внимание только на тех вопросах, которые перечислены выше. В то же время, работа выполнялась в координации с Л.Н. Овчаровой (ИСЭП народонаселения РАН РФ) и А.К. Батуриным (Институт питания АМН РФ), которые вели соответствующие исследования в собственных областях работы. Совместные результаты были использованы для подготовки нового проекта Государственной доктрины продовольственной безопасности России.

Подробнее..