Н. Высоцкая. Россия – Африка: развитие сотрудничества в 2008 году

Источник: Институт Африки РАН.

 

В рамках проекта «Восприятие Африки в России. Эволюция образа Африки в средствах массовой информации № 0601-02108а», рассчитанного на три года, 2008 г. является завершающим. Предыдущие обзорные исследования восприятия Африки в России охватывали период с 2001 г. по середину 2007 г. и позволили выявить возрастающую заинтересованность нашей страны в развитии сотрудничества с Африкой и тенденцию к экономизации складывающихся отношений. Настоящий материал включает аналогичный обзор за 2008 г. и содержит некоторые общие выводы из опыта формирующегося российско-африканского партнерства.

Все эти годы российская сторона развивала политическое взаимодействие с африканскими странами в русле ранее принятых установок: при условии равенства сторон, невмешательства во внутренние дела друг друга, взаимного уважения суверенитета и территориальной целости государств. В 2008 г. особое внимание как и в 2006-2007 гг. уделялось развитию с Африкой торгово-экономических отношений с учетом потребностей растущей экономики Российской Федерации.

В Послании главам государств и правительства африканских стран по случаю Дня Африки (25 мая 2008 г.) президент РФ Д.А.Медведев обратил внимание на значительные перспективы, открывающиеся при налаживании между Россией и Африкой взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях. В этом направлении в 2008 г. партнерство с африканскими странами развивалось как через наполнение конкретным содержанием уже имеющихся российско-африканских соглашений, так и путем установления отношений с новыми странами и в новых областях сотрудничества.

Так, в Анголе утвердившаяся там в 90-х годах прошлого века российская алмазодобывающая компания «АЛРОСА» [1] в 2008 г. заметно диверсифицировала свою деятельность: помимо добычи алмазов компания занималась строительством электростанций, добилась права на разработку нефтегазовых месторождений на шельфе, ведет поиск нефти и газа в районах Нижнее Конго и Верхняя Кванза согласно лицензии, полученной в конце 2007 г. Ее успехам способствует тот факт, что она действует в консорциуме с Национальной топливной компанией Республики Ангола «СОНАНГОЛ» и получает поддержку банка «ВТБ-Африка», созданного в 2004 г. Внешторгбанком и Национальным банком Анголы.

В Анголе в 2008 г. расширила свою деятельность компания «Технопромэкспорт» [2]. Возглавляющий ее С.Моложавый заявил, что, закончив строительство ГЭС Капанда, компания будет участвовать в тендере на строительство еще двух электростанций по 500 МВт каждая на реке Кванза.

В странах, расположенных на юге Африканского континента, действуют такие крупные российские компании, как «РУСАЛ», «АЛРОСА» и «Ренова», а также представители российского банковского сообщества.

Созданное в конце 2007 г. по инициативе Внешторгбанка отделение «ВТБ-Капитал /Намибия/» в апреле 2008 г. подписало соглашение с компаниями «Фактор Лтд.» и «Эском» для совместной деятельности в сфере организации различных проектов на юге Африки и для привлечения финансирования под них.

Намибия занимает 5 место в мире по поставкам урана на мировой рынок и при этом испытывает энергетический голод – энергию закупает в ЮАР. Учитывая потребность страны в развитии атомной энергетики, Росатом еще в 2007 г. предлагал создать предприятие для совместного поиска и разработки урановых месторождений. В 2008 г. переговоры завершились созданием уранового СП в составе холдинга «Атомредметзолото», «ВТБ-Капитал /Намибия/» и инвестиционной компании «Арлан» для ведения поисковых работ на юго-западе Намибии. Первоначальные инвестиции в проект составляют 4,5 млн.долл.

Многообещающей представляется достигнутая между Россией и Намибией договоренность (ноябрь 2007 г.) о совместном выпуске самолетов, для чего, согласно подписанному меморандуму, планируется строительство в Окаханье (Намибия) сборочного завода СП «Намибия–Раша эйркрафт мэньюфекчерез» по выпуску легких самолетов и обслуживанию этих самолетов и вертолетов российских марок. Рассматривается вопрос об участии в этом проекте американских и чешских фирм и выходе с полученной продукцией на рынки Латинской Америки, Австралии и Новой Зеландии.

На юге континента наибольший привлекательностью у российского бизнеса пользуется Южно-Африканская Республика – страна, обладающая огромным ресурсным потенциалом. Российские промышленные компании действуют там не первый год и достаточно успешно. Однако в марте 2008 г. правительство ЮАР приостановило реализацию двух самых крупных из намеченных проектов двустороннего экономического сотрудничества. Российская компания «Атомстройэкспорт» была фактически отстранена от обещанного ей правительством ЮАР участия в тендере на строительство атомных реакторов для южноафриканской компании «Эскон». Не состоялось также соглашение с Роскосмосом о запуске южноафриканских космических спутников – гражданского «Сумбандола» и спутников военной связи и разведки. Срочно предпринятые российско-юаровские переговоры по этому вопросу принятого решения не изменили. Комментируя сложившуюся ситуацию, южноафриканская пресса, близкая к деловым кругам страны, сообщила, что, по имеющимся конфиденциальным данным, ее причиной стал нажим на власти ЮАР президента Франции Н.Саркози, который сумел добиться преимущественного участия в упомянутом тендере французской компании «Арева». Что касается несостоявшегося соглашения с Росатомом, то согласно осведомленным юаровским источникам, инцидент стал следствием тайного лоббирования со стороны США и Франции, добившихся от юаровских властей выведения России из этих проектов. В целом же можно считать, что ущемление интересов России стало следствием острой конкурентной борьбы, разворачивающейся на рынках африканских стран.

Не лучшим образом происходила в 2008 г. реализация проекта «Марганец Калахари», который уже несколько лет осуществляет российская компания «Ренова» [3] совместно с двумя южноафриканскими партнерами. По мнению совладельца группы «Ренова» В.Вексельберга, компания уже инвестировала в проект 300 млн.долл. и готова в ближайшие пять лет инвестировать еще 1 млрд.долл. Вместе с тем он выразил обеспокоенность тем, что, несмотря на имеющиеся договоренности, южноафриканская сторона не реагирует ни на одну из предложенных ей схем финансирования строительства рудника, при том, что «Ренова» заявила о готовности полностью финансировать начальную фазу проекта.

Более благополучно сотрудничество складывается в банковском секторе. Ведущий банк ЮАР «Стэндарт бэнк» [4], дочерняя компания которого ЗАО «Стэндарт бэнк» действует в России более 10 лет, в 2008 г. заявил, что он рассчитывает на активизацию своих операций в нашей стране, так как его привлекают усиливающиеся позиции рубля и расширение рублевой зоны на операции с нефтью. Планы банка нацелены на организацию движения капитала между странами с развивающейся экономикой (ЮАР, Китай, Россия), минуя традиционные финансовые центры. Подтверждением намерений банка стали его переговоры с Москвой о вовлечении российских компаний в осуществляемые в Нигерии проекты по добыче и сжижению природного газа.

2008 год показал, что Россию и Нигерию связывает обоюдный интерес к ряду перспективных проектов. В феврале 2008 г. состоялся приход на рынок нигерийских углеводородов российской компании «Газпром», начавшей переговоры с правительством Нигерии о заключении контракта о разработке на газ на шельфе страны. Глава «Газпром-Нигерия» Б.Иванов сообщил, что компания рассчитывает добывать там газ и нефть. «Газпром» включился в группу иностранных компаний, решивших оспаривать право на замещение англо-голландской компании «Шелл», с которой правительство Нигерии по ряду причин разорвало деловые отношения. Хотя «Шелл» оспаривает это решение в суде, передача «Газпрому» принадлежащего ей месторождения, которое она не разрабатывает последние 15 лет, считается решенным.

В Нигерии «Газпрому» для совместного освоения месторождений предложила свое сотрудничество французская компания «Тоталь» при условии осуществления ею руководящей роли в технической части проекта и соответствующем разделе прибылей. А российская компания «Стройтрансгаз», если «Газпром» утвердится на нигерийском рынке, готова предложить Нигерии свои услуги по утилизации и транспортировке попутного нефтяного газа и связанного с этим обустройством необходимых объектов.

Более определенно, чем планы «Газпрома» в Нигерии выглядят проекты, реализуемые «РУСАЛом», который в 2007 г. за 250 млн.долл. приобрел 77% акций государственного нигерийского предприятия «АЛСКОН» и сумел успешно справиться со всеми оговоренными с нигерийской стороной требованиями по модернизации и переоснащению предприятия. Кроме того, компания способствует решению важных для нигерийского правительства социальных вопросов – увеличению занятости местной рабочей силы и предоставляет возможность для обучения в России соответствующего технического персонала.

В 2008 г. продолжало успешно развиваться сотрудничество между Нигерией и Татарстаном: в 2007 г. «КАМАЗ» заключил соглашение о поставке в страну партии тяжелых грузовиков и о строительстве автосборочных предприятий, а также о создании центров техобслуживания.

В Тропической Африке в 2008 г. Нигерия оставалась единственным значимым объектом притяжения новых российских капиталовложений. Среди других стран этого региона можно назвать Кот-д'Ивуар, где «Лукойл Оверсиз» приобрел долю в соглашении о геологоразведке на шельфе, и Кению, где ведутся переговоры о продолжении геологоразведочных работ.

На севере Африканского континента старейшим торгово-экономическим партнером России является Египет, с которым сложился активный политический диалог и медленно, но уверенно развиваются экономические связи. В 2008 г. промышленными и торговыми компаниями России продолжалось освоение выделенной для них правительством Египта свободной торгово-промышленной зоны Бугр аль Араб близ Александрии.

Арабская республика Египет занимает третье место в Африке после Алжира и Нигерии по разведанным запасам нефти и газа. В 2008 г. к ним проявила интерес российская компания «НОВАТЭК». Председатель правления компании и одновременно сопредседатель Российско-египетского делового совета Л.Михельсон подписал договор о приобретении у компании «Сарва-Петролеум» 50% доли участия в концессионном соглашении о разведке и разработке нефтяного месторождения Эль-Ариш на Синайском полуострове. «НОВАТЭК» ведет также переговоры об участии в аналогичных тендерах, планируемых египетскими властями.

В связи с тем, что в 2007 г. в Египте была принята программа строительства нескольких атомных электростанций, посетивший страну в марте 2008 г. министр промышленности и энергетики РФ В.Христенко сообщил, что Россия и Египет подготовили соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергетики. Речь идет о строительстве конкретных объектов и подготовке кадров на территории Египта.

В стадии обсуждения остаются начатые в декабре 2007 г. министром торговли и промышленности Татарстана А.Когогиным переговоры о строительстве в Египте завода по сборке грузовиков «КАМАЗа».

Среди стран Магриба у представителей российского бизнеса наиболее устойчивые и активно развивающиеся отношения сложились с Алжиром [5]. У России с этой страной установился углубленный политический диалог, что важно, так как Алжир пользуется авторитетом и влиянием в арабо-исламском мире и Средиземноморье. Кроме того, Алжир и Россия входят в Группу стратегического вúдения «Россия – Исламский мир». Обе страны действуют с общих позиций в деле налаживания межцивилизационного диалога, предотвращения расовой и религиозной нетерпимости.

Состоявшийся в феврале 2008 г. официальный визит в РФ президента Алжира Абельазиза Бутефлики дал новый импульс деятельности Российско-алжирского делового совета. Во время визита обсуждались вопросы возобновления контрактов на закупку Алжиром российской военной техники, в том числе новых боевых самолетов, а также проект создания аналогичной ОПЕК организации стран, производителей газа. Министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль заявил, что Алжир готов заключить с Россией соглашение о сотрудничестве в области атомной энергетики и пояснил, что в стране создана база для использования атомной энергии в мирных целях. В планах страны строительство атомной электростанции, ведущая роль в котором отводится государственной нефтяной компании «СОНАТРАК» – с ней у «Газпрома» в 2006 г. подписано соглашение о взаимопонимании. Для его укрепления и развития дальнейших контактов в июне 2008 г. «Газпром» открыл в Алжире свое официальное представительство.

Отношения России с Тунисом и Марокко, торгово-экономические связи которых в основном ориентированы на ЕС, в 2008 г. заметного развития не получили, хотя у них есть положительный задел и, по оценке специалистов, неплохие перспективы. Можно ответить лишь оживление культурных контактов и переговоры о совместной деятельности в области туризма; что касается Туниса, то на встрече российских и тунисских предпринимателей было принято решение о создании в стране Российско-тунисской торговой палаты.

Как важный шаг в направлении расширения российского присутствия в Северной Африке можно расценить произошедшее в 2008 г. после длительного перерыва возобновление торгово-экономических отношений нашей страны сЛивией. После снятия эмбарго ООН с Ливии, учитывая развернувшуюся в стране активную деятельность западных компаний и стремление лидера страны диверсифицировать торгово-экономических партнеров, уже в конце 2007 г. министром иностранных дел С.Лавровым и председателем Российско-ливийского делового совета Арой Абрамяном были проведены интенсивные политические и экономические переговоры с ответственными представителями Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией. Их результатом стало подписание Меморандума о взаимопонимании по вопросу о политических консультациях между внешнеполитическими ведомствами двух стран. После этой подготовки в апреле 2008 г. состоялся визит в Ливию президента РФ В.Путина, по завершении которого он объявил о достигнутых договоренностях и назревших шагах в политике и экономике для налаживания взаимодействия. Это заявление последовало в результате подписания 10 соглашений, в том числе соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, контракта о строительстве 500 км участка дороги Сирт-Бенгази (оценивается в 2 млрд.долл.), соглашения между «Газпромом» и «Татнефтью», уже осваивающего в Ливии нефтегазовые месторождения, с одной стороны, и ливийской Национальной нефтяной компанией –с другой, о создании СП для совместной деятельности в газовой и нефтяной отраслях, а также в области энергетики. Речь может также идти о переговорах СП с итальянской компанией ENI [6], в частности для обсуждения возможности участия в проекте строительства газопровода Ливия – Италия по дну Средиземного моря.

По заявлению генерального директора «Технопромэкспорта» С.Моложавого, обсуждалось подписание контрактов на получение подрядов при сооружении в Ливии ЛЭП и семи подстанций (стоимость контракта 6,6 млрд.долл.). Российская компания «Стройнефтегаз» ведет переговоры о сооружении в Ливии газопроводов и других инфраструктурных объектов. По словам министра финансов А.Кудрина, количество и характер подписанных российско-ливийских соглашений и само укрепление российских позиций в Ливии во многом стало следствием урегулирования долговых обязательств Ливии перед Россией. Ливийский долг в размере 4,5 млрд.долл. был списан в обмен на миллиардные контракты для российских компаний, оговоренные Межправительственным соглашением о торгово-экономических и финансовых соглашениях.

Кроме активизации всесторонних партнерских отношений с африканскими странами, свидетельством растущей заинтересованности нашей страны в торгово-экономическом сотрудничестве с Африкой стало проведение в мае 2008 г. в Москве конференции «Углеводородные и твердые полезные ископаемые Африки: возможности участия российского бизнеса в их освоении». Конференция состоялась по инициативе Института Африки РАН, Торгово-промышленной палата (ТПП) и ОАО «Внешзарубежгеология». В обсуждении заявленной темы приняли участие представители Федерального Собрания РФ, МИД и Минприроды, представители российских и африканских деловых структур, послы ряда африканских стран. Круг затронутых вопросов: потенциал делового сотрудничества России и Африки, господдержка российских инвесторов, финансово-экономические и политические риски иностранного предпринимательства в Африке говорит о том, что ее работа вышла далеко за рамки обозначенной в ее названии темы. Представители российской стороны подчеркивали и обосновывали выгоды и перспективы развития торгово-экономических отношений между Россией и Африкой, а послы африканских стран приветствовали и торопили возвращение российского бизнеса на африканские рынки. Работа конференции завершилась предложением создать Деловой совет «Россия-Африка» – координирующий центр для развития связей деловых кругов России и Африканского континента. Для его реализации было решено сформировать рабочую группу.

В целом развитие политических и торгово-экономических отношений между РФ и странами Африки в 2008 г. можно рассматривать как логическое продолжение того направления в африканской и международной деятельности России, которое ориентировано на защиту и продвижение ее национальных интересов.

Некоторые выводы из российско-африканского

сотрудничества в 2001-2008 годах

В перестроечный период и вплоть до начала XXI века в политических отношениях между Россией и Африкой, хотя они и продолжались, наблюдался определенный застой, по крайней мере по сравнению с их состоянием в советский период. Что касается торгово-экономического взаимодействия между ними, то оно приближалось к нулевой отметке. Налаживание контактов с Африкой не входило тогда в круг первоочередных задач нашего государства. Интерес России к Африке начал возрождаться в первые годы XXI века и постепенно нарастал по мере решения ею внутренних проблем и стабилизации экономики, за которыми последовало вовлечение страны в международные политические проекты и меняющиеся мирохозяйственные связи.

Последние три года российско-африканского партнерства как на политическом, так и на экономическом направлении свидетельствуют о том, что между Россией и Африкой происходит достаточно успешное налаживание взаимодействия. Однако, констатируя его положительную динамику, большинство исследователей и самих непосредственных участников этого процесса сходятся в том, что темпы и реальный уровень его развития не отвечают ни интересам задействованных сторон, ни их потенциалу и все еще сохраняющему свою значимость накопленному историческому заделу.

У подобного состояния дел есть свои объективные причины: руководству России, решавшему сложные государственные проблемы, понадобилось время, чтобы обеспечить минимальную политическую и ресурсную поддержку отечественному бизнесу для его выхода на рынки африканских стран. Сам российский бизнес, заинтересовавшись возможностями Африканского континента, имел весьма смутное представление о специфике предстоящего взаимодействия. Да и теперь он только набирается опыта, сталкиваясь с конкуренцией западных и азиатских тяжеловесов и особенностями ведения деловых отношений с африканскими партнерами. Российскому менталитету нелегко приспосабливаться к экзотике местной культуры, оказывающей влияние на все аспекты делового сотрудничества.

По мнению многих специалистов, и с ними можно согласиться, российскому бизнес-сообществу было бы легче закрепиться в Африке, если бы наличие политической воли, давшее толчок возобновлению российско-африканских отношений, было дополнено более активной государственной поддержкой. Вместе с тем, надо отметить, что такая финансовая и дипломатическая поддержка уже оказывается. На деятельность бизнес-сообщества в Африке положительно влияет государственная политика в области списания задолженности африканских стран. Частично эта политика осуществляется в рамках «восьмерки» и в сотрудничестве с МВФ и ВБ. В целом же с различными странами-должниками проблема решается, исходя из интересов России и с учетом экономического положения в той или иной африканской стране. В отличие от некоторых западных стран Россия не подписывала соглашения с ВБ о списании долгов в обмен на инвестиции, но такой механизм, использованный в 2008 г. в отношении ливийской задолженности, заметно способствовал укреплению российских позиций в Ливийской Джамахирии.

Положительное влияние на развитие торговых отношений с африканскими странами и общий климат сотрудничества должны оказать предпринятые в 2007 г. российской стороной инициативы, связанные с соглашениями о преференциях, согласно которым товары из ряда африканских стран теперь могут поставляться по льготным тарифам, а часть из них будет освобождаться от импортных пошлин.

Развитию российского бизнеса на Африканском континенте способствует расширяющаяся практика его сотрудничества с местными компаниями. Создание подобных СП благоприятствует продвижению российских проектов. Очевидно успешный пример в этой области – деятельность дочерних отделений Внешторгбанка и Внешэкономбанка в Анголе, Намибии, ЮАР: «ВТБ-Африка»; «ВТБ-Капитал/Намибия/» и сотрудничество Внешэкономбанка с южноафриканским «Нэдбанком». В свою очередь подобное партнерство становится привлекательным для компаний из третьих стран и позволяет российскому бизнесу расширять сферы деятельности. Такое взаимодействие в Африке намечается у «Газпрома» с французской «Тоталь» в Нигерии и итальянской ENI в Ливии.

Накопленный российскими компаниями опыт показал, что в Африке придается большое значение атмосфере сотрудничества и положительно воспринимается не только сама собой подразумеваемая готовность учитывать интересы партнера, но и содействие решению других его проблем, скажем, в социальной сфере. Можно отметить благоприятно воспринятую в ЮАР деятельность «Реновы», связанную с организацией обучения местных рабочих и будущих управленцев для проекта «Марганец Калахари», или РУСАЛа в Нигерии, где параллельно с модернизацией предприятия «АЛСКОМ», само по себе способствовавшее увеличению занятости, осуществляется также подготовка технического персонала в России.

Российскому бизнесу, пришедшему на рынки африканских стран, приходится сталкиваться со многими трудностями. Помимо уже упомянутых, тормозом для развития деловых отношений с Африкой в ряде случаев является неопределенность договорно-правовой базы, разработка которой находится в компетенции двусторонних межправительственных комиссий. В условиях частого возникновения на континенте кризисных ситуаций типа этнических войн и государственных переворотов российских бизнесменов беспокоит проблема страхования рисков, которая усугубляется отсутствием в Африке отечественных страховщиков.

Российскому бизнесу в Африке предстоит действовать в условиях все более жесткой конкуренции. Обосновавшиеся на континенте западные компании имеют прочные исторические корни, традиционно налаженные деловые связи, а через свои правительства они располагают рычагами воздействия на зависимые от Запада африканские режимы. Что касается сравнительно новых, заметно активизировавшихся игроков на рынке африканских стран (Китай, Индия, Япония), то Китай, к примеру, пользуется мощной финансовой поддержкой государства и в ряде африканских стран уже сумел завоевать позиции, предоставляя льготные займы, безвозмездную помощь и осуществляя важные для них инфраструктурные проекты.

Еще одна проблема, с которой российский бизнес может столкнуться в Африке, это попытки использования африканцами фактора обостряющейся конкуренции, спекулируя на которой некоторые африканские правительства настаивают на пересмотре ранее заключенных соглашений. Подобная опасность требует от российского бизнеса досконального знания всех тонкостей африканского законодательства, а от российского правительства – способности защищать и лоббировать его интересы.

Российскому бизнесу по-прежнему не хватает знания деловой культуры африканских стран, понимания менталитета африканцев, их манеры ведения деловых переговоров – всего того, что необходимо, или по крайней мере полезно, для налаживания контактов. Не используется, или используется недостаточно, даже такая лежащая на поверхности возможность как все еще сохраняющийся контингент африканцев, учившихся в СССР, знающих русский язык и нередко занимающих важные государственные и политические посты в африканских странах. Чем активнее российский бизнес будет исправлять свои просчеты, накапливать знание местной обстановки, да к тому же учиться извлекать пользу из опыта других партнеров африканских стран, тем успешнее будет его деятельность и прочнее позиции нашей страны в этом перспективном регионе мира.


[1] На долю компании приходится 23% мировой добычи алмазов.

[2] Компания создана в 1955 г. и в настоящее время занимается строительством энергетических объектов в 25 странах мира.

[3] «Ренова» – частная диверсифицированная бизнес-группа, активы которой превышают 15 млрд.долл.

[4] Группа «Стэндарт бэнк» – компания со 145-летней историей в настоящее время представлена в 18 странах Африки и 20 странах на других континентах, ее рыночная капитализация достигла 20 млрд.долл.

[5] Российско-алжирские отношения имеют 45-летнюю историю и в 2001 г. достигли уровня стратегического партнерства.

[6] ENI – крупная интегрированная итальянская компания и крупнейший иностранный оператор на ливийском рынке углеводородов, а Италия важнейший импортер ливийской нефти.

Высоцкая Н.И., к.и.н., старший научный сотрудник Центра политологических и социологических исследований Института Африки РАН