Об опасности развала денежно-кредитной системы. Письмо председателя Госбанка СССР В.В. Геращенко М.С. Горбачеву от 23 марта 1991 года

Президенту Союза ССР,
Товарищу Горбачеву М.С.

23.03.1991

Уважаемый Михаил Сергеевич!

Денежно-кредитная система, которая была одним из главных факторов обеспечения развития народного хозяйства и единства экономического пространства страны, находится на грани дезинтеграции и развала. Вследствие принятия банковских законодательных актов рядом с республик подрываются ее основные принципы – единая валюта, единая государственная политика в области денежного обращения, кредита, расчетов, валютных отношений, единые правила совершения банковских операций на сей территории страны и регулирования деятельности коммерческих банков.

Эти принципы действуют во всех развитых и развивающихся странах, применялись в течение многих десятилетий в нашей стране, заложены и в законах Союза ССР «О государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности».

Для организации работы на этих принципах Госбанка СССР и центральных банков республик, как единой резервной системы, Верховный совет страны постановлением «О введении в действие Закона СССР «О государственном банке СССР» и Закона СССР «О банках и банковской деятельности» рекомендовал Верховным Советам республик привести их законодательные акты в соответствие с указанными законами. Такое решение носит принципиальный характер для банковской системы, так как к моменту принятия союзных законов в прибалтийских республиках и РСФСР уже были приняты республиканские акты банковского законодательства, имевшие противоречия, коренные отличия по основным вопросам денежно-кредитной политики и даже прямое непринятие единства денежно-кредитной системы.

Однако, Верховные Советы союзных республик до настоящего времени не внесли необходимых изменений в законы о банках и по имеющимся сведениям не намереваются делать это. Более того, во вновь принятых законах о банках и банковской деятельности белорусской ССР, Казахской ССР и Украинской ССР также содержатся положения, противоречащие законам и принципам единства денежно кредитной системы.

Крайне тревожным является то обстоятельство, что в принятых республиканских законах делается попытка заблокировать те положения советских законов, которые обеспечивают сохранение единого экономического пространства, общесоюзного рынка. Так, закон о госбанке СССР предусматривает определение Центральным Советом единых экономических нормативов для всех коммерческих банков и процентной политики, производимой центральными банками по отношению к коммерческим. Республиканское законодательство такой поход отвергает. Оно представляет центральным банкам республик право устанавливать для коммерческих банков на своей свои обособленные нормативы. А их несогласованность, противоречивость при одной используемой валюте чревато либо кредитной экспансией, либо тяжкими проекционистсткими мерами. Такое положение неизбежно приведет к полной разбалансированности денежно-кредитного регулирования экономики и протолкнет отдельные республики к созданию своей валюты для охраны собственных экономических интересов.

Ряд республик уже предпринимает такие опасные для единства экономики действия., провозгласив в своих законах о банках возможность выпуска национальных валют. Идея своей валюты возникла в результате разбалансированности потребительского рынка. Предполагается, что национальные деньги защитят рынок республики, дадут возможность насытить его товарами. Однако, при этом не учитывается, что деньги, являясь всеобщим товарным эквивалентом, объединяют товаропроизводителей, стимулируют производство, расширяют границы рынка, а не должны служить средством разъединения экономик республик.

В некоторых республиках – Литва, Латвия, Эстония – были прдприняты попытка подготовки выпуска «собственных» денег. Тогда в качестве ответной меры, в других (Украина, РСФСР) начали выпускать талоны и карточки, только при наличии которых можно было использовать деньги для покупки тех или иных товаров. Эти суррогаты стали предметом спекуляции, часто не «отоваривались». В последние дни Совет Министров РСФСР прорабатывает вопросы денежной политики, предусматривающие, в частности, эмиссию рубля индексом Центрального Банка России на территории РСФСР, взять курс на замену существующих наличных денег. В комиссиях Верховного Совета Украинской ССР рассматривается вопрос о выпуске «гривны» уже в практической плоскости – где печатать валюту и во что эт обойдется.

Таким образом, создание собственных республиканских валют неизбежно приведет к экономическому обособлению каждой республики – созданию таможенных границ, дальнейшему нарушении. И разрыву экономических связей единого народнохозяйственного комплекса страны.

Законодательные акты и практические действия ряда республик блокируют поступление доходов в основной бюджет. Минфин СССР вынужден идти на использование крайне ограниченных поступлений и ограниченных заимствований у Госбанка СССР. Это приведет к такому положению, что нечем будет платить денежное довольствие армии и флоту, содержать союзные структуры управления. Под угрозой оказывается и выплата пенсий трудящимся, так как поступления в Пенсионный фонд СССР также блокируются. Такое положение приведет в конце концов к чрезмерной неконтролируемой кредитной, а затем и банкнотной эмиссии, вхождению в спираль гиперинфляции со всеми вытекающими из нее разрушительными последствиями не только для народного хозяйства страны в целом, но также и экономики каждой отдельной республики.

Попытки Госбанка СССР наладить отношения с центральными банками республик в дела проведения единой денежно-кредитной политики ответных позитивных откликов не находят. У руководителей центральных банков республик не находят понятия аксиома, что при единой валюте обязательства одного центрального банка будут одновременно являться обязательствами все остальных банков и поэтому их успешное функционирование может осуществляться только в рамках единой системы, а не на базе какого-то вольного союза.

Органы власти и управления республик не хотят видеть катастрофические последствия денежно кредитного сепаратизма, о которых предупреждают как советские, так и западные специалисты. Не хотят видеть, что этот сепаратизм ославит все республики в результате нарушения товарно-денежных связей, приведет и падению престижа на международном денежном рынке.

Руководители международных финансовых организаций и банков прямо высказываются, что создание самостоятельных валют окончательно подорвет кредитоспособность Союза и республик. Однозначное заключение по этому вопросу дали, в частности, представители Международного валютного фонда. Председатель Комиссии Европейских сообществ Жак Делор во время пребывания в нашей стране в июле 1990 года обратил внимание на намерение параметров некоторых союзных республик ввести у себя особую валюту и выразил недоумение, поскольку такое развитие идет вразрез со здоровым тенденциями современной экономики.

Вопрос о сохранении и укреплении денежно-кредитной системы требует незамедлительного решения, поскольку от него во многом зависит судьба проводник в стране экономических реформ. По нашему мнению указанный вопрос должен быть незамедлительно рассмотрен на Совете Федерации и найти отражение в Союзном договоре. Следует иметь в виду, что развалить денежно-кредитную систему можно достаточно быстро. Создание же таких систем в республиках потребует многие годы, что надолго затянет в каждой из них решение социально-экономических задач и в любом случае будет тупиковым решением существующих экономических проблем.

Налаживание банковского дела, использование возможностей системы центральных банков требует профессионального подхода и исключает политическое манипулирование. Лишь полное понимание сложившейся ситуации, поддержка и осуществление республиками принципов единой валюты, единой системы центральных банков и единой денежно-кредитной политики откроют возможность без ненужных эксцессов преодолеть существующий экономический кризис.

Пока такого понимания нет. Указанные принципы на практике деформируются. Более того, в проекте Договора о союзе суверенных республик заложена возможность их несоблюдения и в будущем. Дело в том, что вопросы единой кредитной и денежной политики отнесены и полномочия, осуществляемым Союзом ССР совместно с союзными республиками (ст. 6.), а законы по этим вопросам вступают в действие, если против этого не возражает республика, чьи интересы затрагиваются данным законом (ст. 10). При любом решении вопросов денег и кредита в той или иной степени затрагиваются интересы всех республик; каждая из них в соответствии с проектом Договора, включить Государственный банк СССР, подотчетный Верховному Совету СССР.

Госбанк СССР считал бы необходимым в срочном порядке рассмотреть на Совете Федерации критическое положение банковской системы, приведшее к срыву проведения единой политики в области денежного обращения и кредита. При этом следует добиться членов Совета Федерации по крайней мере по следующим вопросам:

– приведение законов союзных республик о банках в соответствии с союзным законодательством;

– внесение указанных выше предложений в проект Договора о Союзе суверенных республик;

– обеспечение незамедлительного создания Центрального Совета Госбанка СССР путем включения в него представителей союзных республик, поддерживающих заключение Союзного Договора.

Прошу рассмотреть.
В.В. Геращенко

27.03.1991
№08205/82

Источник: РГАЭ, фонд 2324, опись 32, дело 4005.