Проект Конституции РФ, подготовленный по решению политсовета Российского Движения демократических реформ

Проект

Конституция Российской Федерации

Проект Конституции подготовлен по решению Политсовета Российского Движения демократических реформ. Ответственный за подготовку член Политсовета А. А. Собчак. Авторская разработка проекта: С. С. Алексеев и А. А. Собчак при участии Ю. X. Калмыкова, С. А. Хохлова.

Проект посвящается Андрею Дмитриевичу Сахарову.

Народ России, исполненный решимости образовать правовое демократическое светское государство свободного сообщества свободных граждан, обеспечить благополучие и процветание Российского общества для себя и своих потомков, используя суверенное право, заявляет о стремлении:

– обеспечить свободу, демократию, верховенство права и правосудия в обществе;

– защитить права и свободы всех россиян, наций и народностей, входящих в состав России, их народные и национальные достояния, язык и традиции;

– развивать экономику, политические институты и культуру для обеспечения достойного уровня жизни всех;

– утвердить себя среди народов Земли как передовое миролюбивое гражданское общество.

Высшая цель многонационального народа России – счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для граждан, страны, для всех людей на Земле независимо от их расы и национальностей, пола, возраста и социального положения. Для утверждения этого народом России принимается Конституция.

Глава первая. Граждане России

Раздел первый. Основные права и свободы

Статья 1

Россия утверждает себя как правовое демократическое светское государство, высшими ценностями которого являются человек, его единство, неотъемлемые права и свободы.

Статья 2

1. Человеческое достоинство абсолютно и неприкосновенно. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Основные права и свободы принадлежат каждому в России от рождения. Они признаются в качестве абсолютных, неотчуждаемых и защищаемых от посягательств кого бы то ни было законом и судом.

3. Все в России равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации, ущемлениям прав и свобод по мотивам происхождения, пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, политических и религиозных убеждений или по каким-либо иным условиям и обстоятельствам личного или общественного характера.

4. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

5. Права человека являются в России непосредственно действующим правом. Они как таковые обязывают законодательство, исполнительную власть и правосудие. Положения Конституции о правах человека должны толковаться в соответствии с общепризнанными нормами международного права, международными договорами и соглашениями по вопросам прав человека, ратифицированными Российской Федерацией.

6. Положения настоящего раздела главы первой после вступления в действие Конституции немедленно распространяются на всю территорию Российской Федерации.

Статья 3

1. В России признаются и гарантируются:

1) право на жизнь, физическую и моральную неприкосновенность;

2) право на личную свободу и безопасность;

3) право на свободное развитие своей личности;

4) право на свободу совести, духовную, религиозную и культовую свободу;

5) право на свободное выражение и распространение мыслей, идей и мнений, на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, на свободу преподавания, свободу печати, передачи и распространения любой информации;

6) право на свободу передвижения и выбора пребывания и жительства на всей территории Российской Федерации, свободный выезд за ее пределы и беспрепятственное возвращение;

7) право на объединения;

8) право собираться мирно, без оружия, без объявления цели насильственных действий, свободно проводить митинги и демонстрации;

9) право на неприкосновенность жилища;

10) право на свободу и тайну переписки;

11) право на честь, свободу частной жизни, личную и семейную тайну;

12) право на тайну почтовых, телеграфных, телефонных сообщений;

13) право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению;

14) право на экономическую свободу, свободное использование своих способностей и имущества для любой экономической деятельности, включая предпринимательство;

15) право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии.

2. Перечисление в Конституции прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека.

3. Гражданам, их объединениям дозволена любая деятельность, кроме запрещенной и ограниченной настоящей Конституцией и законами России.

4. В России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека.

Отдельные ограничения, а также условия и порядок осуществления прав и свобод могут быть установлены только органическими законами в случаях, когда это в соответствии с Конституцией и общепризнанными международно-правовыми нормами необходимо для защиты прав и свобод самих граждан и других лиц, защиты свободного, демократического, конституционного строя, обеспечения безопасности и общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения.

Статья 4

1. Частичные ограничения, касающиеся физической и моральной неприкосновенности личности, допустимы только по приговору суда как наказание за совершенное преступление. Ни один человек не может подвергаться пыткам, истязаниям или антигуманным, унизительным наказаниям. Недопустимы меры наказания, противные чувству человечности.

2. Запрещаются медицинские, биологические, психологические опыты над людьми без надлежаще выраженного и удостоверенного согласия испытуемого.

3. Никто не может быть признан совершившим преступление и подвергнут наказанию, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена приговором суда. Всякие действия, клонящиеся к возложению на человека ответственности за преступление до вынесения судом приговора, недопустимы и являются основанием для возмещения через суд материального и морального вреда потерпевшему.

4. Смертная казнь отменяется.

Статья 5

1. Граждане и их объединения могут иметь в частной собственности любое имущество, приобретенное в соответствии с законом.

Частная собственность признается и гарантируется в России как неотъемлемое право человека, естественный источник его благосостояния, деловой и творческой активности, гарантия его экономической независимости.

2. Собственность обязывает. По своим обязательствам каждый отвечает своим имуществом.

3. Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества. Его изъятие помимо воли собственника допускается лишь по решению суда в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, и при условии предварительного полного возмещения собственнику убытков.

4. Полная конфискация имущества как наказание за совершенное преступление запрещается.

Статья 6

1. Принудительный труд запрещается.

2. Лишение свободы как наказание за совершенное преступление, равно как и другие меры наказания, не должны применяться как средство обеспечения принудительного труда.

Статья 7

1. Иностранцы, преследуемые за свою деятельность в пользу свободы и лишенные в своей стране основных прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, имеют право убежища.

2. В России не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические, а также иные действия, не признаваемые законом Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, совершивших преступление, осуществляется в порядке взаимности на основе закона, ратифицированного международного договора или соглашения.

Раздел второй. Права и обязанности гражданина Российской Федерации

Статья 8

1. Каждый гражданин Российской Федерации в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности.

2. Гражданин республики в составе Российской Федерации одновременно является и гражданином России.

3. Ни один россиянин ни при каких условиях и обстоятельствах не может быть лишен ни своего гражданства, ни права изменять свое гражданство.

4. Приобретение гражданства России, добровольный отказ от него, а также Двойное гражданство, регулируются законом.

5. Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами граждан на основании, условиях и в порядке, предусмотренных в законе, международных договорах и соглашениях, заключенных на принципах взаимности.

Статья 9

Граждане становятся совершеннолетними и могут самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности в возрасте 18 лет.

Статья 10

1. Законы о правах и обязанностях граждан должны носить общий характер, одинаково применяться ко всем гражданам и не создавать ни для кого из них преимуществ и привилегий, кроме тех, которые предусмотрены Конституцией и законом для социальной защиты граждан.

2. Никакая личная повинность, налог и сборы не могут быть установлены иначе как на основании закона.

3. Никто не может быть принужден к выполнению каких-либо общественных функций и работ, иначе как на основе и в пределах равной для всех государственной службы, установленной законом.

Статья 11

1. Граждане имеют право и обязаны защищать Родину в составе национальных вооруженных сил (национальной гвардии) и вооруженных сил межгосударственных образований.

2. Никто не может быть принуждаем вопреки своей совести к военной службе. Лица, отказавшиеся по мотивам своего вероисповедания служить в армии по призыву, установленному законом, обязаны нести заменяющую альтернативную службу. Правила несения альтернативной службы устанавливаются законом.

Статья 12

1. Семья – свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества; семья, материнство и детство – предмет заботы всего общества и преимущественной охраны со стороны закона; забота о детях, их воспитание – естественное право и обязанность родителей.

2. Труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду, является основой для обычного и достойного социального обеспечения.

3. Внебрачные дети по условиям, создаваемым для них обществом, имеют одинаковые права с детьми, родившимися в браке.

4. Школьное дело – публичный долг и обязанность государства. Условия и порядок образования и деятельность государственных, муниципальных, частных школ и иных школьных заведений регулируются законом. Среднее школьное и профессиональное образование субсидируется государством и может быть получено любым гражданином России бесплатно.

Статья 13

1. В России гарантируется социальное обеспечение за счет государства в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности, потери кормильца. Пенсии, социальные пособия, социальная помощь в соответствии с экономическими возможностями общества должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

2. Многодетные семьи, инвалиды войны и невоенного времени, жертвы репрессий, вдовы и сироты войны и репрессий, а также лица, страдающие неизлечимыми физическими и психическими заболеваниями, дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 14

1. В России принимаются необходимые меры по обеспечению каждой семьи благоустроенным жильем путем возмездной или безвозмездной передачи в собственность граждан квартир и домов, построенных за счет государства и муниципальных органов, предоставления малоимущим в пользование за доступную плату жилья из государственных и муниципальных фондов, а также в других установленных законом формах.

2. Граждане имеют право на получение бесплатной медицинской помощи и на медицинскую помощь, оказываемую в порядке страховой медицины. Развитие страховой медицины поощряется.

Статья 15

1. Искусство, культура и наука свободны. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Граждане имеют право на доступ к общезначимым ценностям культуры, на занятие искусством и наукой. Государство обязано создавать благоприятные условия и возможности для доступа всех граждан к ценностям культуры.

Статья 16

1. Деятельность государства по обеспечению социальных нужд населения не должна приводить к замене государственным попечительством экономической свободы и активности, хозяйской и предпринимательской инициативы, возможности гражданина самому достигать экономического благополучия для себя и своей семьи.

2. Уплата установленных законом налогов является долгом и обязанностью граждан и их объединений по обеспечению расходов государства на оборону, социальные и иные государственные нужды.

Статья 17

1. Все граждане обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию, законы России, требовать от себя и других последовательно законности, без каких-либо изъятий. Любые призывы, акты и требования, отрицающие или умаляющие верность Конституции и верховенство права и правосудия, от кого бы они не исходили, недействительны.

2. Граждане, которые осуществляют государственные функции, находятся на государственной, военной службе, на службе по охране общественного порядка, обязаны добросовестно и честно выполнять свои обязанности, следовать присяге, установленной законом.

Никакая присяга не может приниматься, кроме как в соответствии с законом, устанавливающим ее содержание, форму и процедуру принятия.

Раздел третий. Обеспечение прав и свобод гражданина

Статья 18

1. Полная, безусловная, незамедлительная защита прав и свобод граждан, пресечение правонарушений в этой области и восстановление нарушенного положения – высшая публичная обязанность государства, всех его органов и должностных лиц.

2. Тайный политический сыск, внесудебные органы репрессий, цензура и другие органы, направленные на попрание и ущемление прав и свобод граждан, упраздняются навсегда. Не допускается создание тайных и военизированных обществ и организаций, преследующих цели политического насилия.

3. Все государственные органы и учреждения, должностные лица, представители и агенты государства могут совершать только такие действия, в таких формах и процедурах, которые прямо предусмотрены законом. Любое их действие, прямо или косвенно ущемляющие права и свободы граждан, может быть оспорено в суде.

4. Должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод несут личную, персональную ответственность. Основания и формы такой ответственности устанавливаются уголовным и административным законодательством. Лица, признанные судом виновными в таких нарушениях, лишаются права занимать соответствующие публичные должности.

Статья 19

Учреждается высший публичный пост по охране и защите основных прав человека – Народный защитник, назначаемый Федеральным законодательным собранием. Органическим законом устанавливается независимый статус защитника и надлежащие его полномочия.

Статья 20

1. Право гражданина на обращение в суд за защитой своих прав ненарушимо. Законодательные органы не должны издавать акты, ограничивающие это право. Граждане при наличии оснований, предусмотренных в законе, могут обращаться за защитой своих прав и свобод непосредственно в Палату прав человека Верховного суда Российской Федерации, а также в международные суды по правам человека, решения которых для всех органов и должностных лиц Российской Федерации обязательны.

2. Каждый гражданин при наличии фактов, свидетельствующих о нарушении прав и обязанностей гражданина государственными органами, учреждениями и должностными лицами, а также об угрозе с их стороны свободному демократическому конституционному строю, имеет право обратиться в любой государственный орган и к любому должностному лицу. Такое заявление подлежит обязательному рассмотрению в двухнедельный срок; о результатах его рассмотрения должно быть немедленно сообщено заявителю.

3. Все граждане имеют право оказывать сопротивление всякому, кто неконституционными действиями попытается устранить свободный демократический конституционный строй, поскольку иные средства, предусмотренные законом, не могут быть в данном случае использованы.

4. Неисполнение явно преступного приказа – право гражданина.

Статья 21

1. Ни в каком случае и ни в какой форме не допускается ограничение прав и свобод гражданина России по политическим мотивам.

2. При введении в установленном порядке чрезвычайного положения ограничения могут касаться только прав, указанных под литерами (5), (6), (7), (8), (9), (10), (12), (13), (14), (15) пункта 1 статьи 3 Конституции, и лишь в том случае, когда актом Федерального законодательного собрания, вводящим чрезвычайное положение или подтверждающим акт Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, предписаны такого рода ограничения, пределы и срок их действия. Другие права и свободы в условиях чрезвычайного положения не могут быть ограничены. Парламентская комиссия по наблюдению за чрезвычайным положением в течение всего срока его действия еженедельно докладывает Федеральному законодательному собранию о соблюдении на территории страны основных прав и свобод гражданина России.

Глава вторая. Российское государство

Раздел первый. Федерация

Статья 22

1. Россия – федеративное государство, в состав которого входят республики, губернии и автономные национальные сообщества.

2. Республики, входящие в состав Российской Федерации, – государственные образования, обладающие всей полнотой суверенной государственной власти за исключением полномочий, закрепленных за Российской Федерацией.

Распределение государственных полномочий между республиками и Российской Федерацией устанавливается Конституцией и Федеративными договорами.

Федеративный договор может заключаться между Российской Федерацией и всеми входящими в ее состав республиками, между Федерацией и несколькими из входящих в ее состав республиками, равно как между Федерацией и каждой республикой в отдельности.

Положения Конституции (кроме положений раздела первого главы первой) действуют на территории республики после заключения ею Федеративного договора.

3. Губернии в составе Российской Федерации являются территориальными государственно-административными образованиями.

Губерния самостоятельно осуществляет государственное регулирование экономических отношений и другие государственные полномочия, не закрепленные настоящей Конституцией и законами за Российской Федерацией.

Администрация губернии входит в систему исполнительной власти Российской Федерации.

Статус, права и полномочия губернии, компетенция губернских органов власти и управления определяются органическим законом.

Органическим законом конституируется состав губерний, входящие в них области и края, которые до включения в губернию обладают ее правами и полномочиями, установленными Конституцией.

4. Автономные национальные сообщества (автономные округа, национальные районы) образуются в составе республик и губерний на началах территориальной или этнической (национально-культурной автономии). Их статус и права определяются органическим законом, а в отношении автономных сообществ, входящих в состав республик, также Федеративным договором.

5. Этнические (национально-культурные) автономии образуются для сохранения и развития этнической самобытности и культуры малочисленных народов на основе выраженной ими воли организовать автономное сообщество с фиксированным персональным составом на традиционно занимаемой ими территории.

6. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию государства.

7. Территория республики, автономного национального сообщества не может быть изменена без их согласия.

Статья 23

1. К ведению Российской Федерации относятся:

(1) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их исполнением;

(2) установление федеративного устройства и границ Российской Федерации;

(3) принятие в состав Российской Федерации новых республик;

(4) образование губерний, определение и изменение их состава и статуса;

(5) защита прав и свобод человека, защита прав национальных меньшинств;

(6) гражданство Российской Федерации;

(7) внешняя политика, международные и внешнеэкономические отношения Российской Федерации, таможенное регулирование, вопросы войны и мира;

(8) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, оборона и государственная безопасность, оборонное производство, порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

(9) федеральная государственная собственность и управление ею;

(10) установление общего экономического пространства и единого рынка на территории Российской Федерации, определение антимонопольной политики;

(11) федеральный бюджет, федеральные налоги и установление системы республиканских, губернских и местных (муниципальных) налогов и сборов, принципов самообложения населения, федеральные фонды регионального развития;

(12) финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, банковская система;

(13) статус и защита государственной границы, территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа;

(14) регулирование производства, хранение и использование расщепляющихся материалов, ядовитых веществ и наркотических средств;

(15) метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, статистический и бухгалтерский учет;

(16) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

(17) амнистии и помилование;

(18) федеральная государственная служба;

(19) судоустройство, прокуратура, определение основ системы нотариата, адвокатуры, установление порядка регистрации актов гражданского состояния;

(20) законодательство уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное, административное и административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, о недрах, об охране окружающей среды, а также кодексы и другие акты кодификации этого законодательства.

2. К ведению республики относятся государственные функции, не отнесенные Конституцией и Федеративными договорами к ведению Российской Федерации. Федеративным договором к ведению республики может быть отнесено решение любых государственных дел на своей территории, включая законодательство, поскольку это не затрагивает федеративное устройство, территориальную целостность Российской Федерации, права и государственные полномочия других субъектов Российской Федерации и не противоречит требованиям кодифицированных законов, принятых Российской Федерацией в соответствии с Конституцией.

По Федеративному договору может быть установлено совместное ведение республики и Российской Федерации по любому кругу государственных дел, относящихся к республике.

3. Губернии осуществляют государственные функции, не отнесенные Конституцией и законами к ведению Российской Федерации, а также функции, вверенные органам власти и управления губерний органами государственной власти и управления Российской Федерации.

Статья 24

1. Государственные функции Российской Федерации осуществляют высшие федеральные органы государственной власти и управления, образованные в соответствии с Конституцией, а также другие федеральные органы, образованные в соответствии с органическими законами.

2. Государственные функции республики осуществляют республиканские органы государственной власти и управления, образованные в соответствии с Конституцией республики, законами и другими правовыми актами республики.

3. Ведение государственных дел в губернии осуществляют губернатор и губернское собрание депутатов, избираемые общим, прямым, равным, свободным и тайным голосованием, и правительство губернии, формируемое губернским собранием депутатов по представлению губернатора.

Губернии обеспечивают сочетание государственных начал и начал местного самоуправления, региональных и федеральных интересов.

Полномочия губернских органов власти и управления, а также организация судебной системы в губернии определяются на основании настоящей Конституции органическим законом и уставом губернии.

4. Конституционное устройство республик, организация государственной власти и местного самоуправления в губерниях и автономных национальных сообществах должны соответствовать принципам правового, демократического и светского государства в духе Конституции.

Статья 25

1. По всем вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, высшие федеральные органы вправе издавать законы и иные нормативные юридические акты.

Законы и другие акты, принятые федеральными органами в соответствии с Конституцией, имеют обязательную силу на всей территории Российской Федерации.

2. Федеральные органы не вправе издавать законы и другие нормативные юридические акты по вопросам, относящимся к ведению республик. Республиканские органы не вправе издавать законы и другие нормативные юридические акты и принимать односторонние решения по вопросам, входящим в ведение Российской Федерации.

3. При возникновении между Российской Федерацией и республикой спора относительно пределов осуществляемых ими полномочий, сторонами создается согласительная комиссия. При недостижении в комиссии положительного результата, спор передается на рассмотрение Верховного суда Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Статья 26

Никакой субъект Российской Федерации, никакая часть народа, отдельный государственный орган, должностное лицо или отдельная личность не может присвоить себе право на осуществление суверенитета Российской Федерации.

Статья 27

1. Продукция, товары, услуги и финансовые средства обращаются на всей территории Российской Федерации свободно, без установления для этого каких-либо препятствий для любого лица независимо от существующего в Российской Федерации национально-территориального и административно-территориального устройства.

2. Не допускается установление каких-либо пошлин и сборов за перемещение продукции, товаров, услуг и финансовых средств через границы республик, губерний, автономных национальных сообществ, краев, областей, районов, городов и иных национально-территориальных и административных образований.

3. Отдельные и временные ограничения обращения продукции, товаров, услуг, финансовых средств могут вводиться законом, если это требуется для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Статья 28

Все граждане имеют в каждой республике, в каждой губернии и автономном национальном сообществе одинаковые права гражданина России, одинаковый и защищенный доступ ко всем государственным должностям, к занятиям любым не запрещенным федеральным законом делом, профессиональной службой и работой.

Статья 29

1. Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народов, проживающих на данной территории.

Российская Федерация, республики, губернии, автономные национальные сообщества обеспечивают при осуществлении своих полномочий использование земель и других природных объектов, исходя из сочетания общефедеративных, республиканских и региональных интересов, не допуская нарушения природной среды обитания в ущерб интересам населения, проживающего на соответствующей территории.

2. Этническим (культурно-национальным) автономиям могут быть выделены и закреплены в соответствии с федеральным законодательством, а в республиках также в соответствии с Федеративным договором земельные территории, леса, водоемы, имеющие особое значение для сохранения среды обитания и традиционных форм хозяйственной деятельности малочисленного народа.

Статья 30

1. Официальным государственным языком в Российской Федерации признается русский язык.

2. В республиках в качестве государственного может использоваться также язык народа (или народов), давшего название республике.

3. Государство гарантирует всем народам их право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Статья 31

1. Российская Федерация именуется: «Российская Федерация (Россия)». Термины «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны.

2. Российская Федерация имеет флаг, герб и гимн. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой трехцветное знамя с равновеликими горизонтальными полосами – белой, лазоревой и алой.

3. Республики имеют свои государственные символы, которые могут использоваться наряду с символами Российской Федерации.

4. Столицей Российской Федерации является город Москва.

Раздел второй. Устройство государства

Статья 32

1. Российская Федерация – демократическая республика.

2. Народ России осуществляет свою суверенную власть непосредственно или через своих представителей.

3. Для выявления воли народа законы и иные вопросы государственной жизни могут быть поставлены на референдум. Основания и порядок проведения референдума устанавливаются Конституцией и органическим законом.

4. Граждане избирают Президента Российской Федерации, депутатов Федерального законодательного собрания и других своих представителей в государственных органах, предусмотренных Конституцией.

Выборы являются свободными, проводятся всеобщим, тайным, прямым, равным голосованием. В них могут участвовать все граждане, достигшие совершеннолетия.

Статья 33

1. Умеренность, упорядоченность и действенность государственной власти в Российской Федерации обеспечивается разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, федеративным построением государства, разделением государственной власти и муниципального самоуправления, а также всенародным избранием главы государства – Президента Российской Федерации, воплощающего единство российской государственности и обеспечивающего незыблемость конституционного строя, согласованную деятельность всех подразделений государства.

2. Государственную власть в Российской Федерации представляют и осуществляют:

законодательную власть – Федеральное законодательное собрание;

исполнительную власть – Правительство Российской Федерации;

судебную власть – Верховный Суд Федерации, суды и судьи системы правосудия Российской Федерации.

3. Государственную власть в республиках реализуют образуемые ими органы республиканской власти и управления, в губерниях – губернские органы власти и управления.

4. За пределами государственной власти и автономно от нее действует муниципальное самоуправление.

Статья 34

1. Российская Федерация как светское государство не приемлет подчинения государственной деятельности идеологическим принципам и институтам.

2. Церковь, все конфессии отделены от государства. Гарантируется невмешательство государства во внутренние дела конфессий.

3. Политические партии могут участвовать в государственных делах только в предусмотренных Конституцией формах: выдвигать своих кандидатов для избрания в представительные органы власти, на государственные и муниципальные должности, формировать фракции в представительных органах власти, вносить законодательные предложения. Слияние государственных и партийных институтов, а также принятие государственными органами партийных целей и программ, не допускается.

4. Запрещается образование и деятельность партийных организаций в государственных учреждениях и организациях. Государственные служащие вправе осуществлять партийную деятельность в не рабочее время и за пределами соответствующих государственных учреждений и организаций.

5. Государственные служащие, в том числе военнослужащие, работники органов охраны общественного порядка и безопасности, судьи, должны воздерживаться от членства в партиях и выступления в поддержку какой-либо политической партии.

Статья 35

1. Российская Федерация не имеет никаких целей экспансии, агрессии и мессианства. Она отвергает какую бы то ни было милитаризацию государственной жизни, подчинение государства, его деятельности задачам ведения войны. Вооруженные силы России строятся в соответствии с принципом оборонительной достаточности.

2. Право ведения войны, за исключением случаев агрессии против Российской Федерации и других случаев, предусмотренных международно-правовыми нормами, за государством не признается.

Ратификация международных договоров и соглашений, по которым оказывается возможным участие Вооруженных сил Российской Федерации в обороне других государств, а также разрешение на каждый случай перехода строевых частей Вооруженных сил за пределы территории Российской Федерации осуществляются решением Федерального законодательного собрания, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов.

3. Использование Вооруженных сил для решения внутригосударственных политических вопросов запрещается. Военнослужащие могут быть использованы для ликвидации последствий стихийных бедствий и в иных аналогичных обстоятельствах, прямо предусмотренных органическим законом. Не допускается ввод строевых частей вооруженных сил в города, другие населенные пункты, если они не являются местом их постоянной дислокации.

Статья 36

1. Чрезвычайное положение в Российской Федерации может быть введено только в случае агрессии против Российской Федерации, стихийного бедствия, прямой угрозы свободному демократическому конституционному строю и массовых беспорядков, сопряженных с насилием и угрозой жизни людей, и при обстоятельствах, указанных в органическом законе. Срок чрезвычайного положения не может превышать 30 дней.

2. Чрезвычайное положение на территории всей Российской Федерации может ввести только Федеральное законодательное собрание, а в отношении отдельных местностей при обстоятельствах, требующих безотлагательных мер, – Президентом Российской Федерации с незамедлительным, в тот же день сообщением об этом Федеральному законодательному собранию, которое должно подтвердить акт Президента в течение трех дней.

При отсутствии такого подтверждения в указанный срок чрезвычайное положение прекращается.

3. Не допускается перерыв сессии Федерального законодательного собрания во время чрезвычайного положения. В случае, когда сессия не проводится, а чрезвычайное положение введено Президентом Российской Федерации, Федеральное законодательное собрание собирается без объявления созыва не позднее следующего дня введения чрезвычайного положения. Федеральное законодательное собрание образует парламентскую комиссию по наблюдению за чрезвычайным положением.

4. Во время чрезвычайного положения не допускаются какие-либо изменения в структуре, функциях и полномочиях государственных органов, установленных Конституцией. Основные права и свободы граждан могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения в пределах и в порядке, предусмотренных пунктом 4 статьи 21 Конституции.

5. Порядок введения и осуществления чрезвычайного положения регулируется органическим законом.

6. Военное (осадное) положение может быть введено Федеральным законодательным собранием или Президентом Российской Федерации. Правила введения и осуществления военного (осадного) положения устанавливаются органическим законом, который, однако, не может ввести ограничения основных прав и свобод граждан сверх тех, которые предусмотрены в пункте 4 статьи 21 Конституции.

Статья 37

1. Российская Федерация, республики, губернии, автономные национальные сообщества, муниципальные образования обладают на праве публичной собственности бюджетными средствами и другим имуществом.

Публичная собственность предназначена для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Порядок и пределы использования публичной собственности устанавливаются органическим законом.

Публичная собственность, выходящая за пределы государственных и муниципальных нужд и образующая государственную и иную публичную монополию, подлежит приватизации в соответствии с законом.

2. Единой денежной единицей на всей территории Российской Федерации является рубль. Установление и эмиссия других денег в России не допускаются.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный, республиканские, губернские и местные бюджеты устанавливается федеральным законом.

Установление обременительного налога, делающего для налогоплательщика невозможным получение нормального дохода от деятельности или содержание принадлежащего ему имущества, является основанием для требования о признании акта, установившего такой налог, не соответствующим Конституции.

4. Государственные займы производятся на основании органических законов и не могут быть принудительно установлены для населения и других кредиторов.

В противоречии с Конституцией находятся прекращение и отсрочка на неопределенный срок выплаты государственного долга.

Статья 38

1. Действующим правом в Российской Федерации являются Конституция, принятые и вступившие в действие в соответствии с ней органические законы, другие законы и законодательные акты Российской Федерации и республик, судебные установления Верховного Суда Российской Федерации.

Общепризнанные нормы международного права являются составной и непосредственно действующей частью права Российской Федерации.

Действующее право образуют также непротиворечащие Конституции, законам и судебным установлениям деловые обыкновения и обычаи, общепризнанные на всей территории России, республик в ее составе или в ее отдельных местностях.

2. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Российской Федерации.

3. Органические законы имеют силу конституционных установлений и принимаются, изменяются и отменяются большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Федерального законодательного собрания.

4. В Российской Федерации принимаются кодексы, основы законодательства и другие кодифицированные законы, имеющие силу общих и основных начал для законов и других нормативных юридических слетов.

5. Федеративный договор имеет конституционное значение для Российской Федерации и заключившей его республики. В Федеративном договоре могут быть установлены не предусмотренные настоящей статьей положения о праве, действующем в республике.

6. Все законы публикуются. Опубликование законов, равно как и других правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, является обязательным условием их применения.

Статья 39

Во имя интересов многонационального народа Российской Федерации, международного сотрудничества и безопасности, экономической, политической и правовой интеграции народов Земли и в региональных содружествах, Российская Федерация может передавать по соответствующим договорам и соглашениям часть своих суверенных прав содружествам, сообществам, союзам и другим объединениям государств.

Эти договоры и соглашения не должны затрагивать основные права и свободы граждан, основы демократического конституционного строя; они должны строиться и осуществляться на основе принципа равенства и при соблюдении взаимности.

Ратификация таких договоров и соглашений производится решением Федерального законодательного собрания, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов.

Глава третья. Президент Российской Федерации

Статья 40

1. Президент Российской Федерации является главой государства, его высшим должностным лицом, представляющим Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

2. Президент обеспечивает единство государственности, незыблемость конституционного строя, выступает в качестве гаранта Конституции и законов, прав и свобод граждан Российской Федерации. Он в установленных конституционных формах принимает необходимые меры по охране суверенитета Российской Федерации, независимости и территориальной целостности государства, обеспечивает нормальное, согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов.

3. Президент обращается к народу с ежегодным посланием о положении страны, оглашаемым в Федеральном законодательном собрании.

4. Президент издает указы.

Статья 41

1. Президент Российской Федерации избирается на пять лет.

2. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

3. Президентом Российской Федерации может быть избран любой гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет и не старше 65 лет, имевший постоянное местожительство в Российской Федерации не менее 10 лет.

4. Президент Российской Федерации не может быть депутатом Федерального законодательного собрания. Лицо, являющееся Президентом Российской Федерации, может получать заработную плату только по этой должности.

Статья 42

1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации большинством поданных голосов. Выборы Президента считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее пятидесяти процентов избирателей.

2. Число кандидатов на пост Президента Российской Федерации не ограничивается. Если в первом туре голосования ни один из кандидатов не получил большинства голосов, то во втором туре голосования участвуют только два кандидата, получивших наибольшее число голосов. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется законом.

3. Результаты выборов Президента Российской Федерации должны быть подтверждены Верховным Судом Российской Федерации, председатель которого принимает присягу Президента Российской Федерации на заседании Федерального законодательного собрания.

4. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит следующую присягу: «Я торжественно клянусь, что буду честно выполнять обязанности Президента Российской Федерации, исполнять и защищать Конституцию Российской Федерации, права и свободы граждан».

Статья 43

1. Президент Российской Федерации непосредственно производит назначение на высшие государственные должности или представляет Федеральному законодательному собранию кандидатов для выборов и назначения на такие должности.

2. Президент Российской Федерации:

представляет Федеральному законодательному собранию кандидатуру для назначения Председателя Совета Министров Российской Федерации;

ставит перед Федеральным законодательным собранием вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров Российской Федерации;

представляет Федеральному законодательному собранию для назначения кандидатуры судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей Палат при Верховном Суде.

3. Президент Российской Федерации, по представлению Председателя Совета Министров Российской Федерации:

назначает членов Военного Совета, начальника Генерального штаба и командующих родов войск Вооруженных сил;

назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и при международных организациях.

Статья 44

1. Президент Российской Федерации:

назначает выборы Федерального законодательного собрания;

вносит по своей инициативе законопроекты в Федеральное законодательное собрание;

подписывает в двухнедельный срок после принятия федеральные законы и обнародует их.

2. В течение двухнедельного срока после принятия закона Президент Российской Федерации вправе возвратить закон в Федеральное законодательное собрание для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов, то Президент обязан подписать и обнародовать закон.

Статья 45

1. Президент Российской Федерации ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, выступает в международных отношениях от имени государства.

2. Иностранные послы, чрезвычайные посланники и полномочные представители международных организаций аккредитуются при Президенте Российской Федерации.

Статья 46

1. Президент Российской Федерации является Главнокомандующим вооруженных сил страны.

2. В условиях агрессии против Российской Федерации или ее непосредственной угрозы Президент Российской Федерации вводит на территории страны или в отдельных местностях военное (осадное) положение с незамедлительным, в тот же день сообщением об этом Федеральному законодательному собранию, которое в течение трех дней выносит по вопросу военного (осадного) положения собственное постановление.

Статья 47

1. Президент Российской Федерации руководит Советом безопасности Российской Федерации, в который входят Председатель Совета Министров Российской Федерации, федеральные министры, ответственные за оборону, внутренние дела и юстицию, а также другие должностные лица, назначаемые Президентом в Совет с одобрением Сената.

2. Совет безопасности обсуждает и готовит решения, принимаемые Президентом Российской Федерации и Советом Министров Российской Федерации.

Статья 48

Президент Российской Федерации:

награждает государственными наградами, присваивает почетные звания Российской Федерации;

осуществляет помилование граждан.

Статья 49

1. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, эти обязанности временно осуществляет Председатель Сената.

2. Президент Российской Федерации обладает правом неприкосновенности и иммунитетом.

3. Он может прекратить свои полномочия в результате отставки, невозможности осуществления принадлежащих ему полномочий, отстранение от должности или в результате смерти. Новые выборы Президента Российской Федерации должны состоятся не позднее шести недель после наступления одного из указанных обстоятельств.

4. Отстранение от должности Президента Российской Федерации может быть осуществлено только Федеральным законодательным собранием по обвинению в государственной измене или в умышленном посягательстве на Конституцию.

Глава четвертая. Федеральное законодательное собрание

Статья 50

1. Высшим представительным органом Российской Федерации, осуществляющим законодательные функции, является парламент – Федеральное законодательное собрание. Федеральное законодательное собрание осуществляет также контрольные функции.

2. Федеральное законодательное собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Сената.

3. Федеральное законодательное собрание избирается сроком на 5 лет.

Статья 51

1. Депутатом Федерального законодательного собрания может быть гражданин Российской Федерации, которому исполнился 21 год.

2. Депутаты Федерального законодательного собрания избираются гражданами Российской Федерации, достигшими совершеннолетия.

3. Депутат является представителем всего народа Российской Федерации и не связан каким-либо императивным мандатом.

4. Депутат обладает неприкосновенностью и иммунитетом. Он не может подвергаться преследованиям за высказываемые в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в парламенте. Депутат не может быть задержан или арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда был застигнут на месте совершения преступления. Палата Федерального законодательного собрания проверяет обоснованность принятых компетентными органами мер и, поскольку они не приняты судом, может отменить их. Привлечение депутата к уголовной и административной ответственности допускается только с санкции Палаты.

5. Депутат может быть лишен своего мандата в случае подачи в отставку, совершения им преступления, признания его недееспособным и не иначе как по мотивированному постановлению Палаты Федерального законодательного собрания.

6. Депутату выплачивается вознаграждение и компенсируются расходы, связанные с осуществлением его деятельности. Статус депутата, его права, обязанности определяются законом.

Статья 52

1. В состав Государственной Думы входят 200 депутатов, избранных по территориальным округам, образованным по одним и тем же нормам на всей территории Российской Федерации.

2. Депутаты, входящие в Сенат (сенаторы), избираются по округам, образованным в республиках и губерниях с тем, чтобы от каждой из них избиралось по два сенатора. От республик и губерний, в состав которых входят автономные национальные сообщества, дополнительно избирается один сенатор.

3. Бывший Президент Российской Федерации пожизненно является сенатором, если он не откажется от этого.

Статья 53

1. Федеральное законодательное собрание является постоянно действующим органом, который рассматривает входящие в его круг вопросы на раздельных заседаниях Государственной Думы и Сената, а в случаях, предусмотренных Конституцией и регламентом, – на совместных заседаниях.

2. Федеральное законодательное собрание образует совместные или отдельные (по палатам) Комитеты и Комиссии по направлениям парламентской деятельности, определяемым палатами.

3. Федеральное законодательное собрание собирается на свое первое заседание не позднее 30 дней после его избрания.

4. Каждая из Палат избирает из своего состава Председателя Палаты и его заместителя. Председатели руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком. Совместные заседания Палат ведет Председатель Сената.

5. В Федеральном законодательном собрании для обсуждения планов работы Собрания и его палат, повестки дня и других организационных вопросов образуется Бюро Собрания, состоящее из председателей Палат, их заместителей, председателей Комитетов и Комиссий. Бюро ни по одному вопросу не может заменить Федеральное законодательное собрание; оно вправе выполнять только его организационные поручения. На заседании Бюро поочередно председательствуют Председатели Палат.

6. Порядок осуществления деятельности Палат и проведения совместных заседаний определяется Регламентами, принятыми для каждой Палаты и для совместных заседаний.

Статья 54

1. Полномочия Федеральной законодательной власти принадлежат Федеральному законодательному собранию. Оно вправе издавать все законы, которые необходимы для осуществления полномочий, установленных для Российской Федерации Конституцией и органическими законами. Делегирование законодательных полномочий допускается только Совету Министров Российской Федерации на срок, не превышающий шесть месяцев. Не могут быть делегированы полномочия по внесению поправок в Конституцию, принятию органических законов, установлению порядка и условий осуществления прав и свобод граждан, правосудию, уголовному и процессуальному законодательству.

2. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Федерального законодательного собрания, Комиссиям и Комитетам палат, Президенту Российской Федерации, Совету Министров Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, высшим представительным органам и высшим должностным лицам республик, губернаторам и губернским собраниям депутатов. Право законодательной инициативы принадлежит группам граждан численностью не менее ста тысяч человек, при условии, если они представляют в Федеральное законодательное собрание Российской Федерации проект закона, соответствующий требованиям, закрепленным в Регламенте.

3. Представленный Федеральному законодательному собранию проект закона рассматривается в первом чтении на заседании Государственной Думы, которая оценивает концепцию и основные положения проекта. После одобрения проекта в Государственной Думе проект не позднее, чем в двухмесячный срок, направляется в Сенат, который также оценивает концепцию и основные положения проекта. В случае его одобрения Сенатом, проект передается для подготовки второму чтению, а если Сенат признает это необходимым, он выносит решение и об опубликовании проекта.

Доработанный комиссиями и комитетами палат законопроект рассматривается в Государственной Думе во втором чтении и после его одобрения передается в Сенат. При одобрении Сенатом представленного проекта во втором чтении, закон считается принятым. По решению Палат закон может быть принят в первом чтении. Во всех случаях, кроме указанных в пункте 5 настоящей статьи, законопроект считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов каждой из палат.

4. При разногласиях между Государственной Думой и Сенатом или на паритетных началах создается согласительная комиссия, которая, с учетом поступивших замечаний и поправок, вновь представляет законопроект в обе палаты. Если согласие не достигнуто или законопроект при обсуждении не набрал необходимого большинства голосов, он считается отклоненным.

5. В случаях принятия поправок к Конституции, принятия органических законов, а также внесения изменений в их текст, требуется, чтобы за это проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов в каждой из палат. Проведение двух чтений по проектам поправок к Конституции и органическим законам обязательно. Не допускается внесение поправок и изменений в Конституцию и в органические законы во время чрезвычайного и военного положения.

6. Закон вступает в силу с момента его опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе или в постановлении Федерального законодательного собрания о порядке введения его в действие.

7. По требованию одного миллиона избирателей или не менее трех субъектов Российской Федерации, либо одной из палат Федерального законодательного собрания может быть проведен референдум по вопросам об отмене или изменении, полностью или частично, закона, принятого Федеральным законодательным собранием.

Статья 55

1. Федеральное законодательное собрание на своих совместных заседаниях:

принимает федеральный бюджет;

ратифицирует и денонсирует международные договоры;

решает вопросы войны и мира;

устанавливает чрезвычайное положение или утверждает акт Президента Российской Федерации по этому вопросу;

вводит военное положение или выносит постановление в связи с его введением Президентом Российской Федерации;

решает вопрос о возможности использования Вооруженных сил за пределами территории Российской Федерации;

учреждает государственные награды и почетные звания; издает акты об амнистии.

2. Государственная Дума:

выдвигает в соответствии с Конституцией обвинения против Президента Российской Федерации.

3. Сенат:

назначает по представлению Президента Российской Федерации председателя Совета Министров Российской Федерации (премьер-министра), по его представлению – утверждает структуру правительства и назначает министров;

рассматривает вопрос об отставке и принимает отставку Совета Министров Российской Федерации;

назначает по представлению Президента Российской Федерации судей Верховного Суда Федерации, председателей Палат Верховного суда и Прокурора при Верховном суде;

по представлении состава Верховного Суда – Председателя Верховного Суда; назначает народных защитников по правам человека;

при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, решает вопрос об отстранении Президента Российской Федерации от должности.

Статья 56

Федеральное законодательное собрание образует Счетную Палату, осуществляющую контроль за исполнением бюджета, счетами, деятельностью казны, использованием государственных имуществ. Статус, функции и полномочия Счетной Палаты определяются законом.

Глава пятая. Правительство Российской Федерации

Статья 57

1. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство, которое состоит из Председателя (премьер-министра) и федеральных министров, образующих вместе Совет Министров Российской Федерации.

2. Председатель Совета Министров Российской Федерации и Федеральные министры принимают перед Сенатом присягу, текст которой утверждается законом.

3. Председатель Совета Министров Российской Федерации назначает одного или нескольких федеральных министров своими заместителями.

4. Организация и деятельность Совета Министров Российской Федерации определяются органическим законом.

Статья 58

1. Председатель Совета Министров Российской Федерации на основании Конституции и законов определяет содержание и направления деятельности Правительства, основные положения политики и несет за них ответственность. Федеральные министры на основании этого самостоятельно строят свою деятельность в соответствующей области государственного управления. Не допускается вмешательство законодательной и президентской власти в исполнительские функции Правительства, если это прямо не предусмотрено законом.

2. Совет Министров Российской Федерации – наряду с другими общими функциями федеральной исполнительной власти:

разрабатывает федеральный бюджет, представляет его Федеральному законодательному собранию и обеспечивает его исполнение;

обеспечивает проведение на территории Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, основанной на общей валюте;

организует и осуществляет управление федеральным имуществом;

принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

осуществляет согласованные с субъектами Российской Федерации меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

3. На основании и во исполнение Конституции и законов, иных актов, принятых Федеральным законодательным собранием. Совет Министров Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их претворение в жизнь. Председатель Совета Министров и по его поручению заместители Председателя издают распоряжения. Федеральные министры – приказы. Постановления и распоряжения Совета Министров Российской Федерации, распоряжения Председателя и его заместителей, приказы Федеральных министров, принятые в пределах их компетенции, обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Эти акты могут быть оспорены в Государственном Совете, а в случаях, когда нарушаются права и свободы граждан, прерогативы законодательной власти и субъектов Российской Федерации – в Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 59

1. Совет Министров Российской Федерации, его Председатель, федеральные министры могут подать в отставку, которая принимается или отклоняется Сенатом.

2. Президент Российской Федерации и каждая из палат Федерального законодательного собрания могут поставить вопрос о доверии Председателю Совета Министров Российской Федерации, федеральным министрам. Совету Министров. Постановление по этому вопросу принимается Сенатом большинством голосов. Если принято постановление о недоверии Правительству, Президент Российской Федерации в недельный срок представляет в Сенат предложение о кандидатуре Председателя Совета Министров Российской Федерации.

3. Председатель Совета Министров Российской Федерации по просьбе Президента и федеральные министры по просьбе Председателя Совета Министров обязаны продолжать ведение дел вплоть до назначения их преемников.

Статья 60

1. Совет Министров Российской Федерации образует Государственный Совет, который является консультативным юридическим административным органом, выполняющим также функции административной юстиции. Статус, функции и полномочия Государственного Совета определяются законом. Председатель и члены Государственного Совета назначаются Председателем Совета Министров Российской Федерации.

2. Проекты всех постановлений и распоряжений Совета Министров Российской Федерации, распоряжения Председателя Совета Министров и приказы федеральных министров должны защищаться в Государственном Совете, на основании заключения которого они подписываются уполномоченными должностными лицами и приобретают юридическую силу.

Глава шестая. Правосудие

Раздел первый. Принципы

Статья 61

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется Верховным Судом Российской Федерации, судами, учреждаемыми в республиках, губернскими судами и мировыми судьями.

Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

2. Суды состоят из постоянных несменяемых судей, независимость которых защищается Конституцией и законом.

В Российской Федерации не должны издаваться законы, ограничивающие или умаляющие личную или профессиональную независимость судей. Все акты, клонящиеся к ограничению или умалению независимости судей, недействительны.

3. Судья пользуется неприкосновенностью и иммунитетом, соответствующим неприкосновенности и иммунитету депутата парламента. Он может быть привлечен к уголовной и административной ответственности только с санкции Высшей Магистратуры Российской Федерации.

Статья 62

1. Федеральными судьями палат Верховного Суда Российской Федерации и судьями губернских судов могут быть граждане, которым исполнилось 25 лет и которые имеют высшее юридическое образование и стаж работы по юридическим должностям не менее 5 лет.

2. Назначение судей, кроме судей Верховного Суда Российской Федерации и мировых судей, производится по представлению Магистратуры, внесенному по результатам конкурса.

Магистратура образует автономное, независимое от законодательной и исполнительной власти учреждение, в которое избираются судьи, должностные лица юстиции, профессора правоведения, члены Государственного Совета Российской Федерации, представители палат, комитетов и комиссий парламента. Высшую Магистратуру Российской Федерации возглавляет Президент Российской Федерации. Порядок формирования, структура, статус, функции и полномочия Магистратуры устанавливаются законом.

3. Федеральные судьи назначаются Президентом Российской Федерации.

Судьи губернских судов назначаются губернаторами.

Порядок назначения судей республиканских судов определяется законодательством республик.

Мировые судьи утверждаются в порядке, устанавливаемом законом Российской Федерации и законодательством республик.

4. Судьи по достижении 70 полных лет, а судьи Верховного Суда Российской Федерации по достижении 75 полных лет уходят в отставку.

Статья 63

1. Судья подчиняется только Конституции и закону.

2. При применении Закона судья должен руководствоваться тем, что:

никто не может быть осужден иначе как на основании закона, вошедшего в силу до совершения деяния. Закон не может иметь обратной силы, кроме случаев, когда он устраняет или смягчает ответственность за совершенное правонарушение;

никто не может быть изъят без его согласия из подсудности, предусмотренной для него законом;

никто не может быть подвергнут дважды уголовной или административной ответственности за одно и тоже правонарушение на основании общего уголовного или административного закона.

Статья 64

1. При любом публичном или ином обвинении гражданин имеет право на защиту своего достоинства в суде, на скорый и публичный суд, в соответствии с законом, в необходимых случаях при обвинении в преступлении – на суд присяжных; ни при каких обстоятельствах в такой судебной защите не может быть отказано.

Защита является ненарушаемым правом лица на любой стадии и в любом положении процесса рассмотрения юридического дела.

2. Каждое лицо, задержанное по любым основаниям, содержащееся под арестом, привлекаемое или привлеченное к уголовной или административной ответственности, имеет право на привлечение и прямое участие в его дела адвоката (защитника). Государство гарантирует создание необходимых условий на пользование всеми гражданами квалифицированной юридической помощью.

3. В суде каждый имеет право быть выслушанным.

Статья 65

1. В соответствии с презумпцией невиновности бремя представления и обоснования доказательств по уголовным и административным делам возложено на обвинителя.

2. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

3. Никто не может быть признан виновным, если единственным доказательством вины является его собственное признание. Не является доказательством признание, полученное в результате физического, психического, морального принуждения.

4. Доказательства, полученные с нарушением закона, признаются несуществующими; ссылка на них в суде не допускается.

Статья 66

1. Допустимость и продолжительность содержания под арестом лиц, подозреваемых в совершении преступления, определяется судом. Органы охраны общественного порядка и государственной безопасности в соответствии с законом в силу собственных полномочий не могут никого содержать у себя под арестом дольше, чем до конца дня, следующего за задержанием. Не позднее этого времени задержанный должен быть освобожден или представлен судье, который в этот же день либо выносит мотивированное письменное постановление об аресте либо дает распоряжение об освобождении задержанного.

2. Срок предварительного заключения по уголовным делам, расследуемым в установленном порядке, не должен превышать одного года. В исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более, чем на шесть месяцев.

Статья 67

1. Принципы правосудия, установленные Конституцией, являются общими и едиными для всех судов и судей в Российской Федерации.

2. Единство правосудия в Российской Федерации обеспечивается Верховным Судом Российской Федерации. Судебные установления Верховного Суда Российской Федерации, принятые при рассмотрении дел, а также в его заключениях по судебной практике, обязательны для применения всеми судами и судьями при рассмотрении соответствующих дел.

Раздел второй. Верховный суд Российской Федерации

Статья 68

1. Высшим судом, возглавляющим все суды Российской Федерации, является Верховный Суд Российской Федерации.

2. Верховный Суд Российской Федерации:

решает все споры, расхождения во мнениях, сомнения в отношении действия, применения и толкования Конституции, споры между Федерацией и ее субъектами, субъектов Федерации между собой;

признает неконституционными законы и иные нормативные юридические акты в случае их расхождения с Конституцией;

решает все вопросы, основанные на обращениях граждан в связи с нарушением основных прав и свобод;

принимает заключения по судебной практике;

подтверждает правомерность выборов Президента Российской Федерации и дает заключение;

дает заключение по вопросу об отстранении от должности Президента Российской Федерации по обвинению, предъявленному Президенту Государственной Думой.

Порядок применения настоящего пункта статьи, а также иные вопросы, входящие в компетенцию Верховного Суда Российской Федерации, определяются органическим законом.

3. Если при рассмотрении судебного дела в любой судебной инстанции возник вопрос о конституционности закона или иного акта, от которого зависит решение дела, то по решению суда его рассмотрение приостанавливается, направляется запрос в Верховный Суд Федерации; рассмотрение дела возобновляется после получения ответа на запрос. Такой же порядок применяется в отношении законов и иных актов республик, входящих в состав Российской Федерации.

4. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет контроль над деятельностью Палат Верховного Суда и прокурора при Верховном Суде. По своей инициативе Верховный Суд может принять к своему рассмотрению любое дело, по которому вынесено решение Палатой Верховного Суда.

5. Решения Верховного Суда Российской Федерации являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Статья 69

1. Верховный Суд Российской Федерации состоит из 9 судей. Судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин не моложе 35 лет, имеющий стаж работы на юридических должностях не менее 15 лет, в том числе судьей не менее 5 лет, или профессором правоведения, зарекомендовавшим себя в качестве специалиста права.

2. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Сенатом по представлению Президента Российской Федерации, которое должно включать заключение по каждой кандидатуре Высшей Магистратуры Российской Федерации. Слушания в Сенате при обсуждении кандидатур и назначении судей – публичные. Сенат обязан заслушать мнение любого гражданина, желающего высказаться по обсуждаемой кандидатуре.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Сенатом на три года из числа его членов по представлению, внесенному полным составом Суда.

Статья 70

1. В Верховном Суде Российской Федерации образуются в качестве высших судебных инстанций по соответствующим категориям юридических дел:

Палата по правам человека;

Палата по уголовным делам;

Палата по гражданским делам;

Палата по трудовым делам и социальным вопросам;

Палата арбитражного суда.

Органическим законом может быть учреждена также Палата дисциплинарного суда.

2. При Верховном Суде Российской Федерации образуется Прокуратура, возглавляемая Прокурором Российской Федерации. Прокуратура осуществляет надзор за законностью при возбуждении и расследовании уголовных и административных дел, принимает меры к устранению любых нарушений независимости судов, к обеспечению выполнения судебных решений и приговоров, а также опротестовывает в суде федеральные законы и другие нормативные акты, противоречащие Конституции, и акты республик, губерний, автономных национальных сообществ и муниципального самоуправления, противоречащие Конституции и федеральным законам. Прокуратура осуществляет свои функции через свои собственные органы в соответствии с началами законности и подчиненности суду.

3. Следствие и обвинение по уголовным и административным делам отделено от суда и Прокуратуры. Следствие по уголовным и административным делам осуществляется особыми органами в системе учреждений по охране общественного порядка и государственной безопасности, а обвинение поддерживается Комиссарами по обвинению, состоящими при этих органах.

Глава седьмая. Муниципальное самоуправление

Статья 71

1. Общие вопросы жизни населения городов, поселков, сел, станиц, деревень, других территориальных единиц решаются на началах муниципального самоуправления, автономного от государственной власти, органы которого ведут все местные дела самостоятельно, поскольку это соответствует Конституции, федеральным законам и законам республик.

2. Муниципальное самоуправление организуется в границах территориальных единиц. По решению населения или органов муниципального самоуправления могут образовываться краевые, областные земства, казачьи округа и другие объединения муниципальных общностей, с установлением для них единой системы самоуправления.

Признается право городов на организацию самостоятельного и единого для города муниципального самоуправления.

3. Муниципальное самоуправление действует на основе уставов и положений муниципальных общностей, принимаемых собраниями, сходами населения, на местных референдумах или избираемыми населением органами местного самоуправления.

Статья 72

1. Муниципальное самоуправление осуществляют избранные населением городские головы, мэры, казачьи атаманы, старшины, старосты сел и деревень, другие главы муниципальной власти и создаваемые при них исполнительные органы.

2. Главы самоуправления избираются всеми совершеннолетними гражданами города, иного населенного пункта, проживающими в нем не менее шести месяцев, на конкурсной основе общим, прямым, равным, свободным и тайным голосованием.

3. Кандидатами в главы самоуправления могут быть граждане Российской Федерации, которым исполнился 21 год. Проживание главы самоуправления на соответствующей территории обязательно.

4. После избрания глава муниципальной власти дает публичную клятву (присягу) населению территории.

5. Уставами и положениями муниципальных общностей может предусматриваться избрание населением городских, земских собраний, других представительных муниципальных органов, полномочных разрабатывать нормативные акты по вопросам местной жизни, утверждать местный бюджет, структуру органов местного самоуправления и давать рекомендации по муниципальному самоуправлению.

Статья 73

1. Основой деятельности главы муниципальной власти и других органов муниципального самоуправления являются местные интересы территории, ее населения. Для выявления местных интересов могут быть использованы референдумы, опросы, публичные обсуждения и т. д.

2. В федеральных законах, а также в законодательных актах республик могут в соответствии с Конституцией определяться только основы и принципы муниципального самоуправления, а также устанавливаться общие для Российской Федерации и республики нормы и положения. Законодательные органы и органы государственного управления не должны издавать какие-либо акты, ограничивающие автономию муниципального самоуправления. Эти акты могут быть опротестованы в Верховном Суде Российской Федерации как неконституционные; принятие Судом соответствующего акта к рассмотрению приостанавливает его действие до вынесения Судом решения.

3. В законах Российской Федерации для данной территории могут быть установлены особые привилегии, делающие изъятия из федеральных законов и представляющие территории дополнительные права.

4. Органы муниципального самоуправления не вправе принимать акты, противоречащие Конституции и федеральным законам. Эти акты могут быть опротестованы Прокуратурой при Верховном Суде Российской Федерации в республиканском или губернском суде, а также в Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 74

1. При главах муниципальной власти образуется администрация (мэрия, префектура, канцелярия). Администрация взаимодействует с федеральными органами, республиканскими и губернскими – финансовыми, налоговыми, по охране окружающей среды, по управлению имуществом. По совместному решению государственных органов, органов местного самоуправления могут быть образованы учреждения, одновременно выполняющие функции государственной исполнительной власти и местной администрации.

2. Охрана общественного порядка на территории местного самоуправления подчиняется ее администрации. При мэриях городов, поселков, администрации других крупных населенных пунктов может образовываться муниципальная полиция (милиция).

3. На территории местного самоуправления, наряду с федеральными судами и прокуратурой, действуют мировые суды. Порядок назначения, статус и полномочия мировых судов определяются законом.

Статья 75

1. В районе или округе, иной укрупненной территории в пределах республики или губернии (края, области) при участии ответственного представителя республики или губернии периодически созываются съезды или собрания глав муниципальной власти, которые могут вырабатывать рекомендации и обязательные решения. При районных или окружных съездах (собраниях) могут образовываться канцелярии, которые не являются учреждениями государственно-административной власти и управления.

2. В районах и округах, являющихся автономными национальными сообществами, могут, по желанию населения, образовываться органы представительства и управления, соответствующие национальным традициям и обычаям. Порядок их образования, статус, функции и полномочия согласовываются с органами власти и управления республики или губернии (края, области) и закрепляются в соответствующем нормативном акте, который должен соответствовать положениям настоящей главы Конституции о муниципальном самоуправлении.

Глава восьмая. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Статья 76

1. Конституция объявляется неизменной. Отдельные изменения в тексте Конституции могут производиться только в виде особых поправок, которые, наряду с предусмотренной Конституцией особой процедурой их принятия (п. 5 ст. 54), требуют ратификации со стороны не менее двух третей республик и губерний – субъектов Российской Федерации.

2. Не могут быть предметом пересмотра положения Конституции, вытекающие из особенностей Российской Федерации как правового демократического светского государства, не признающего милитаристских целей в своей политике, а также положения Конституции об основных правах и свободах человека.

3. Если предложение о внесении поправок, меняющее положения Конституции, указанные в п. 2настоящей статьи, будет поддержано двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и Сената, то Федеральное законодательное собрание распускается и созывается Учредительное собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции, либо объявляет о подготовке новой Конституции Российской Федерации и устанавливает для этого соответствующую процедуру.

Из проекта переходных положений Конституции

Сроки и порядок отмены смертной казни и заменяющие ее меры наказания за совершение особо тяжких преступлений будут определены органическим законом. До принятия этого закона смертная казнь может применяться только за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, указанное в статье 102 Уголовного кодекса РСФСР, и за умышленное убийство или уничтожение людей при совершении преступлений, указанных в статьях 66, 67, 77, 191 и 240 Уголовного кодекса РСФСР.

До созыва Федерального законодательного собрания его полномочия (за исключением полномочий по принятию законов и поправок к Конституции), будет осуществлять Верховный Совет Российской Федерации, действующий в составе на момент вступления Конституции в силу.

При этом функции Государственной Думы будут осуществляться Советом Республики Верховного Совета, функции Сената – Советом Национальностей Верховного Совета.

Выборы в Федеральное законодательное Собрание первого созыва проводятся не позднее «___"________ 199__ года.

Закон о выборах депутатов Федерального законодательного Собрания принимается Верховным Советом Российской Федерации.

Если в таком порядке этот закон не будет принят до «___» _________ 199__ года, для его принятия созывается Учредительное Собрание.

Народные депутаты Российской Федерации, не ставшие депутатами Федерального законодательного собрания, будут и могут участвовать в работе Федерального законодательного собрания с правом совещательного голоса. На этот период сохраняют действие положения об обеспечении деятельности народных депутатов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации действует как глава государства в соответствии со статьями 40, 43–48 Конституции в течение срока, на который он был всенародно избран.

До образования, в соответствии с Конституцией, Совета Министров Российской Федерации Президент Российской Федерации и действующее Правительство Российской Федерации осуществляют функции высшей исполнительной власти государства на основе полномочий, которые они имели на момент вступления Конституции в силу.

Временный статус и состав губерний определяется законом, принятым Верховным Советом Российской Федерации.

Устанавливается, что Президент Российской Федерации обеспечит разработку проекта этого закона, его обсуждение и согласование с главами администрации краев и областей и внесет проект в Верховный Совет Российской Федерации не позднее «___» _________ 199__ г.

На основании закона о временном статусе и составе губерний определяются избирательные округа для выборов сенаторов и могут проводиться выборы губернаторов и депутатов в губернские собрания.

Закон о временном статусе и составе губерний действует до принятия Федеральным законодательным собранием органического закона, предусмотренного пунктом 3 статьи 22 Конституции.

Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Верховные суды республик, областные и краевые суды, государственные арбитражи краев, областей, народные суды действуют на основе законодательства о их статусе и полномочиях до образования Верховного Суда Федерации и других органов правосудия, предусмотренных главой шестой Конституции.

Источник: constitution.garant.ru