Хроника реформы 1997-2002

28 апреля 1997 г. Вышел Указ Президента РФ № 497 "Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий". Но принципиальные решения по его исполнению не были приняты.28 апреля 1997 г. Вышел Указ Президента Российской Федерации № 497 "Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий". Однако принципиальные решения по исполнению этого Указа приняты не были.

10 декабря 1999 г. Решением Совета директоров РАО "ЕЭС России" Председателю Правления РАО "ЕЭС России" А. Б. Чубайсу было поручено к марту 2000 года представить на рассмотрение Совета Директоров проект Концепции реструктуризации РАО "ЕЭС России". Для разработки Концепции была создана рабочая группа, привлечены независимые консультанты, имеющие опыт реформирования энергетических компаний.

28 апреля 1997 г. Вышел Указ Президента Российской Федерации № 497 "Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий". Однако принципиальные решения по исполнению этого Указа приняты не были.

10 декабря 1999 г. Рабочая группа РАО "ЕЭС России" с привлечением независимых консультантов, имеющих опыт реформирования энергетических компаний, начала разработку проекта Концепции реструктуризации холдинга.

11 июля 2000 г. На правительственном совещании принято решение о разработке государственной программы структурных реформ в электроэнергетике, с использованием материалов Концепции РАО "ЕЭС России" как составной части Энергетической стратегии России. Отмечена необходимость подготовки нормативно-правовой базы, обеспечивающей реформирование электроэнергетики.

26 июля 2000 г. Вышло Распоряжение Правительства РФ № 1072 "План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг.", в котором в качестве основных задач реформирования РАО "ЕЭС России" признаны:

 решение проблемы неплатежей в электроэнергетике;

 обеспечение полной организационной и финансовой прозрачности деятельности предприятий электроэнергетики;

 создание условий для установления тарифов на электрическую и тепловую энергию, обеспечивающих полную компенсацию обоснованных затрат, постепенное доведение цен и тарифов до уровня самофинансирования, уменьшение перекрестного субсидирования;

 развитие единой федеральной сетевой инфраструктуры;

 участие в формировании технологической инфраструктуры рынка электроэнергии;

 обеспечение условий для недискриминационного доступа независимых производителей на рынок электроэнергии.

17 октября 2000 г. На Парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ была отмечена необходимость проведения структурных реформ в электроэнергетике.

14 ноября 2000 г. Инвестиционная группа Секретариата Энергетической Хартии Европы на своем заседании в Брюсселе выразила поддержку концептуальным подходам к реформированию российской электроэнергетической отрасли.

21 ноября и 6 декабря 2000 г. Вопросы об основных направлениях и принципах структурных реформ в электроэнергетике рассматривались на совещаниях у Председателя Правительства России с участием РАО "ЕЭС России". Представители РАО "ЕЭС России" также участвовали в дискуссиях, проходивших в Центре стратегических разработок, где были рассмотрены вопросы о текущем состоянии электроэнергетики и проблемах развития отрасли, обсуждался рыночный вариант реформирования электроэнергетики.

15 декабря 2000 г. Правительство РФ приняло за основу проект "Основных направлений государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации", предложенный Минэкономразвития.

15 декабря 2000 г. Состоялось заседание Правительства Российской Федерации. На нем был принят за основу для дальнейшей доработки проект "Основных направлений государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации", предложенный Минэкономразвития России. Перечень первоочередных мер подготовительного этапа структурных реформ было поручено внести в Правительство в двухнедельный срок. На заседании Правительства было признано необходимым привлечение к доработке Основных направлений и мер по реформированию электроэнергетики международного консультанта – организации, имеющей опыт консультирования в данной сфере как минимум двух иностранных государств.

21 ноября и 6 декабря 2000 г. Вопросы об основных направлениях и принципах структурных реформ в электроэнергетике рассматривались на совещаниях у Председателя Правительства России с участием РАО "ЕЭС России". Представители РАО "ЕЭС России" также участвовали в дискуссиях, проходивших в Центре стратегических разработок, где были рассмотрены вопросы о текущем состоянии электроэнергетики и проблемах развития отрасли, обсуждался рыночный вариант реформирования электроэнергетики.

14 ноября 2000 г. Инвестиционная группа Секретариата Энергетической Хартии Европы на своем заседании в Брюсселе выразило поддержку концептуальным подходам к реформированию российской электроэнергетической отрасли.

17 октября 2000 г. На Парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ была отмечена необходимость проведения структурных реформ в электроэнергетике.

26 июля 2000 г. Вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1072 "План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг.". В соответствии с этим документом, основными задачами по реформированию ОАО РАО "ЕЭС России" признаны:

 решение проблемы неплатежей в электроэнергетике;

 обеспечение полной организационной и финансовой прозрачности деятельности предприятий электроэнергетики;

 создание условий для установления тарифов на электрическую и тепловую энергию, обеспечивающих полную компенсацию обоснованных затрат, постепенное доведение цен и тарифов до уровня самофинансирования, уменьшение перекрестного субсидирования;

 развитие единой федеральной сетевой инфраструктуры;

 участие в формировании технологической инфраструктуры рынка электроэнергии;

 обеспечение условий для недискриминационного доступа независимых производителей на рынок электроэнергии.
Каждая из перечисленных мер сопровождается разработкой и реализацией программы действий в соответствии с задачами по реформированию холдинга.

11 июля 2000 г. Доработанный с учетом замечаний и предложений заинтересованных организаций проект Концепции реструктуризации был рассмотрен рабочей группой под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Б.Христенко, созданной по поручению Правительства. На правительственном совещании было принято решение о необходимости разработки государственной программы структурных реформ в электроэнергетике, с использованием материалов Концепции РАО "ЕЭС России" как составной части Энергетической стратегии России. Была также отмечена необходимость подготовки нормативно-правовой базы, обеспечивающей реформирование электроэнергетики.

В 2000 г. Проект Концепции обсуждался на встречах с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания России, в Совете Федерации Федерального Собрания России, на совещании глав исполнительной власти Уральского региона, дважды на заседании Координационного совета по ТЭК Межрегиональной Ассоциации "Сибирское Соглашение", на заседании Ассоциации "Черноземье", на совещании Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов, на совещании с главами исполнительной и законодательной власти в Приволжском федеральном округе, на совещании с главами исполнительной власти в Сибирском федеральном округе, в Российской академии наук, во Всероссийском электропрофсоюзе и в ряде других организаций.

4 апреля 2000 г. Подготовленный проект Концепции реструктуризации РАО "ЕЭС России" был представлен на Совете директоров, затем начался процесс ее доработки и совершенствования.

10 декабря 1999 г. Решением Совета директоров РАО "ЕЭС России" Председателю Правления РАО "ЕЭС России" А. Б. Чубайсу было поручено к марту 2000 года представить на рассмотрение Совета Директоров проект Концепции реструктуризации РАО "ЕЭС России". Для разработки Концепции была создана рабочая группа, привлечены независимые консультанты, имеющие опыт реформирования энергетических компаний.

28 апреля 1997 г. Вышел Указ Президента Российской Федерации № 497 "Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий". Однако принципиальные решения по исполнению этого Указа приняты не были.

7 января 2001 г. Распоряжением Президента РФ создана рабочая группа при Президиуме Госсовета России по вопросам реформирования электроэнергетики во главе с губернатором Томской области В.М. Крессом. В нее вошли представители отраслевых министерств и ведомств, регионов, научных организаций, менеджмента и акционеров РАО "ЕЭС России". Группе было поручено обсудить альтернативные варианты реформирования электроэнергетики и выработать единую государственную концепцию реформирования.

10 февраля 2001 г. Подписан контракт между Правительством РФ и международной консалтинговой фирмой Arthur Andersen, выигравшей тендер на консультирование по вопросам реформирования электроэнергетики.

В апреле 2001 г. Минэкономразвития разработало план первоочередных мер по реформированию электроэнергетики и "Основные направления государственной политики реформирования электроэнергетики РФ"; проекты этих документов были внесены для рассмотрения в Правительство.

15 мая 2001 г. Рабочая группа президиума Госсовета под руководством губернатора Томской области В.М. Кресса одобрила проект Концепции реформирования электроэнергетики России.

16 мая 2001 г. Окончательный вариант текста доклада "О единой государственной концепции реформирования электроэнергетики", подготовленный рабочей группой Госсовета с учетом особых мнений представителей Минэкономразвития и менеджмента РАО "ЕЭС России", направлен Президенту РФ Владимиру Путину

19 мая 2001 г. На заседании Правительства рассмотрен вопрос "О проекте основных направлений реформирования электроэнергетики Российской Федерации", внесенный Министерством экономического развития и торговли. При подготовке этого документа были использованы оценки и рекомендации международного консультанта "Артур Андерсен". Документ в целом одобрен.

11 июля 2001 г. Председатель Правительства РФ подписал Постановление № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации", что дало старт масштабной структурной реформе электроэнергетики.

3 августа 2001 г. Касьянов подписал Распоряжение Правительства РФ № 1040-р "План мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики Российской Федерации".

3 августа 2001 г. Совет директоров РАО "ЕЭС России" одобрил деятельность Правления РАО "ЕЭС России" на подготовительном этапе реформирования электроэнергетики, в том числе в вопросах совершенствования бизнес-планирования, бюджетирования, учетной политики, управления кадрами, внедрения раздельного финансового учета по видам деятельности.

31 августа 2001 г. Решением Совета директоров РАО "ЕЭС России" образован Комитет по вопросам реформирования при Совете директоров. Этот консультативно-совещательный орган возглавил представитель миноритарных акционеров, член Совета директоров Дэвид Херн.

28 сентября 2001 г. Совет директоров РАО "ЕЭС России" одобрил приоритетные направления деятельности РАО "ЕЭС России" на первом этапе реформирования электроэнергетики РФ в 2001-2004 годах, принципы осуществления мер по реформированию и подход к реформированию дочерних и зависимых обществ (ДЗО). Кроме того принято решено участвовать в учреждении Администратора торговой системы (АТС) оптового рынка электроэнергии.

17 октября 2001 г. РАО "ЕЭС России" издает Приказ № 563 "О мерах по реформированию АО-энерго"

23 ноября 2001 г. Дан старт созданию инфраструктуры оптовой торговли электроэнергией. Состоялось учредительное собрание администратора торговой системы (АТС) оптового рынка электроэнергии. Его учредителями стали 28 организаций – производителей и потребителей электроэнергии, в том числе РАО "ЕЭС России" и его дочерние компании.

28 ноября 2001 г. Министру экономического развития и торговли были направлены предложения по созданию оптовых генерирующих компаний (ОГК).

17 декабря 2001 г. Вышло Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2001 г. № 873 "О Комиссии Правительства Российской Федерации по реформированию электроэнергетики", которым была образована специальная Комиссия, призванная установить контроль за ходом реформы в электроэнергетике.

19 декабря 2001 г. РАО "ЕЭС России" издает Приказ № 726 "Об организации взаимодействия с региональными органами власти в процессе реформирования РАО "ЕЭС России". Цель документа – обеспечение согласованных действий РАО "ЕЭС России" и руководителей регионов в вопросах реформирования региональных энергетических компаний.

21 декабря 2001 г. Принято Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 881 "О критериях отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети".

27 декабря 2001 г. На заседании Правительства Российской Федерации одобрен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

22 февраля 2002 г. Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

28 февраля 2002 г. Правительство Российской Федерации на своем заседании одобрило законопроекты о реформировании электроэнергетики, представленные ответственными за их подготовку федеральными органами исполнительной власти.

6 марта 2002 г. Советом директоров РАО "ЕЭС России" одобрен базовый вариант реформирования дочерних и зависимых обществ РАО "ЕЭС России", зафиксировавший важнейшие принципы реформирования региональных энергокомпаний

2 апреля 2002 г. Постановлением Правительства утверждены "Основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

5 апреля 2002 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 471-р внесены изменения в распоряжение Правительства № 1040-р "О плане первоочередных мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики Российской Федерации".

10 апреля 2002 г. Председатель Правления РАО "ЕЭС России" А.Б.Чубайс подписал приказ № 200 "О задачах по реализации проектов реформирования АО-энерго в 2002 г.", закрепляющий базовый вариант реформирования дочерних и зависимых обществ РАО "ЕЭС России".

26 апреля 2002 г. Решением Совета директоров РАО "ЕЭС России" по вопросу: "О едином подходе к оценке РАО "ЕЭС России", дочерних и зависимых обществ в процессе реформирования" был образован Комитет по оценке при Совете директоров РАО "ЕЭС России".

27 апреля 2002 г. Глава кабинета министров подписал постановление Правительства о внесении в Государственную Думу пакета законопроектов по реформированию электроэнергетики

14 мая 2002 г. Совет директоров РАО "ЕЭС России" одобрил проекты реорганизации ОАО "Тулэнерго", "Орелэнерго", "Калугаэнерго" и "Брянскэнерго" с их последующей межрегиональной интеграцией.

14 и 21 июня 2002 г. Совет директоров РАО "ЕЭС России" одобрил проекты реорганизации ОАО "Оренбургэнерго", "Ивэнерго", "Белгородэнерго", "Липецкэнерго", "Ростовэнерго", "Омскэнерго", "Колэнерго", "Курскэнерго", "Псковэнерго", "Янатарьэнерго", "Удмуртэнерго".

17 июня 2002 г. В Московской регистрационной палате зарегистрировано ОАО "СО–ЦДУ ЕЭС", о чем выдано свидетельство № 001.025.494. Также зарегистрированы Устав и печать ОАО "СО–ЦДУ ЕЭС".

25 июня 2002 г. Создано ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОАО "ФСК ЕЭС") – один из основных элементов инфраструктуры оптового рынка

27 июня 2002 г. ОАО "СО–ЦДУ ЕЭС" поставлено на учет в Министерстве Российской Федерации по налогам и сбор

4 июля 2002 г. В банке "Еврофинанс" открыт расчетный счет ОАО "СО–ЦДУ ЕЭС". Направлено уведомление в МАП РФ об учреждении ОАО "СО–ЦДУ ЕЭС".

11 июля 2002 г. На заседании Наблюдательного Совета АТС утверждены базовые принципы финансовых расчетов в свободном секторе оптового рынка электроэнергии.

20 июля 2002 г. Заключен договор между системным оператором – ОАО "СО–ЦДУ ЕЭС" и РАО "ЕЭС России" о возмездном оказании услуг по осуществлению оперативно-диспетчерского управления ЕЭС.

25 июля 2002 г. Состоялось внеочередное собрание членов НП "АТС" и Общее собрание членов НП "АТС". Избраны члены Наблюдательного Совета АТС. На заседании Наблюдательного Совета НП "АТС" были единогласно одобрены предложенные Правлением компании основные положения Модели организации оптового рынка электроэнергии переходного периода. Разработаны: модель переходного рынка электроэнергии; концепция прямых договоров; концепция заключения расчетов на рынке и финансовых контрактов; концепция коммерческого учета АСКУЭ

Июль – август 2002 г. Прошло 8 заседаний подгруппы Государственной Думы РФ и 5 заседаний подгруппы Совета Федерации РФ трехсторонней рабочей группы Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации по выработке согласованных вариантов законопроектов о реформировании электроэнергетики РФ. К 29 июля были собраны все предложения и замечания членов группы от СФ и ГД – всего 363 поправки. Эти поправки были обработаны и структурированы по 17 принципиальным позициям

Август 2002 г. Завершающая стадия формирования ОАО "СО–ЦДУ ЕЭС". Формируется кадровый состав

6 августа 2002 г. Проведен первый Совет директоров ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС".

15 августа 2002 г. Совет директоров РАО "ЕЭС России" одобрил порядок образования и технологию укрупнения оптовых и территориальных генерирующих компаний, распределительных сетевых компаний, а также межрегиональных сетевых компаний.

30 августа 2002 г. Совет директоров РАО "ЕЭС России" утвердил Основные принципы формирования разделительных балансов при реорганизации АО-энерго.

31 августа 2002 г. Председателем Правления ОАО "СО–ЦДУ ЕЭС" назначен В.К. Паули. Утвержден Акт комиссии по проверке готовности филиалов ОАО "СО–ЦДУ ЕЭС" – ОДУ к оперативно-технологическому управлению энергосистемами ОЭС.

Сентябрь 2002 г. Началась организация филиалов магистральных электрических сетей ОАО "ФСК ЕЭС":

 Зарегистрирован проспект эмиссии ценных бумаг ОАО "ФСК ЕЭС" и отчета об итогах выпуска ценных бумаг Общества.

 Председателем Правления ОАО "ФСК ЕЭС" А.Н.Раппопортом утверждены организационные структуры филиалов магистральных электрических сетей ОАО "ФСК ЕЭС" (МЭС).

 Филиалами МЭС ОАО "ФСК ЕЭС" подготовлены и представлены необходимые документы в налоговые органы для постановки на налоговый учет.

 Подготовлен и вынесен на Правление РАО "ЕЭС России" (для последующего вынесения на Совет директоров РАО "ЕЭС России") вопрос о заключении договора купли-продажи материально-производственных запасов, используемых для эксплуатации электрических сетей, между РАО "ЕЭС России" и ОАО "ФСК ЕЭС".

Сентябрь 2002 г. Завершились заседания трехсторонней рабочей группы Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации по выработке согласованных вариантов законопроектов о реформировании электроэнергетики и государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ

С 0-00 часов 1 сентября 2002 г. функции оперативно-технологического управления Объединенными энергетическими системами начали осуществлять объединенные диспетчерские управления (ОДУ) – филиалы ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС".

2 сентября 2002 г. На заседании Наблюдательного совета АТС одобрен порядок проведения имитационных торгов, с целью отработки функционирования будущего свободного сектора торговли оптового рынка.

4 сентября 2002 г. Решение трёхсторонней рабочей группы направлено Председателю Правительства РФ.

9 сентября 2002 г. НП "АТС" приступило к проведению имитационных торгов.

12 сентября 2002 г. Правительство РФ одобрило представленные Министерством экономического развития и торговли изменения в тексты ранее внесенных в Государственную Думу законопроектов.

20 сентября 2002 г. На заседании Правления ФЭК России утверждены:

 Методические указания по расчету размера платы за услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые ОАО "СО–ЦДУ ЕЭС" субъектам оптового рынка;

 Перечень и условия оплаты услуг по обеспечению системной надежности, оказываемых ОАО "СО–ЦДУ ЕЭС" субъектам оптового рынка;

 Решение о включении ОАО "СО–ЦДУ ЕЭС" в перечень субъектов ФОРЭМ России.

7 октября 2002 г. С 82 из 87 субъектов ФОРЭМ заключены договоры на оказание услуг по обеспечению функционирования и развитию ЕЭС России.

9 октября 2002 г. Государственной Думой РФ приняты в первом чтении законопроекты о реформировании электроэнергетики (т.н. пакет законопроектов о реформировании).

9 - 10 октября 2002 г. В Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи внесены поправки в пакет законопроектов по реформе электроэнергетики

11 октября 2002 г. Правительственной комиссией под руководством заместителя Председателя Правительства РФ В.Б. Христенко был одобрен для реализации совместный проект реформирования энергосистем Тульской, Орловской Калужской и Брянской областей

30 октября 2002 г. Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации своим постановлением № 75-э/6 утвердила плату за услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" субъектам оптового рынка

14 – 29 ноября 2002 г. Состоялись заседания Рабочей группы Государственной Думы РФ по рассмотрению поправок в пакет законопроектов по реформированию электроэнергетики

30 ноября 2002 г. Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи одобрил результаты деятельности Рабочей группы.

6 декабря 2002 г. Материалы Комитета Государственной Думы направлены в Совет Государственной Думы

11 декабря 2002 г. Комитетом Государственной Думы рассмотрены и одобрены предложения к законопроектам Правового управления Государственной Думы РФ