Закон СССР от 4 июня 1990 года № 1529-1 «О предприятиях в СССР»

4 июня 1990 года

№ 1529-1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ЗАКОН

О ПРЕДПРИЯТИЯХ В СССР

Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы организации предприятия при многообразии форм собственности и его деятельности в условиях развития товарно-денежных отношений и регулируемого рынка.

Закон направлен на обеспечение самостоятельности предприятия, определяет его права и ответственность в осуществлении хозяйственной деятельности, регулирует отношения предприятия с другими предприятиями и организациями, Советами народных депутатов, органами государственного управления, действует в сочетании с другими законами Союза ССР, союзных и автономных республик.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предприятие и его главные задачи.

1. Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц.

Предприятие независимо от форм собственности на средства производства и другое имущество действует на принципах хозяйственного расчета.

2. Главными задачами предприятия являются удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.

3. Предприятие может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик и отвечают целям, предусмотренным в уставе предприятия.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик, предприятие может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Статья 2. Виды предприятий

1. В соответствии с формами собственности, установленными Законом СССР «О собственности в СССР», могут действовать предприятия следующих видов:

основанные на собственности советских граждан индивидуальное, семейное предприятие;

основанные на коллективной собственности – коллективное предприятие; производственный кооператив, предприятие, принадлежащее кооперативу; предприятие, созданное в форме акционерного общества и иного хозяйственного общества или товарищества либо принадлежащее такому обществу или товариществу; предприятие общественной организации; предприятие религиозной организации;

основанные на государственной собственности – государственное союзное предприятие; государственное республиканское предприятие (союзной республики); государственное предприятие автономной республики, автономной области, автономного округа; государственное коммунальное предприятие.

2. Совместное предприятие создается на основе объединения имущества его учредителей, пользующихся правами юридического лица. В числе учредителей совместного предприятия в соответствии с законодательством СССР могут быть иностранные юридические лица и граждане.

3. В соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численностью его работников независимо от форм собственности оно может быть отнесено к малым предприятиям, особенности создания и деятельности которых, а также порядок отнесения к этому виду предприятий устанавливаются законодательством СССР.

4. В СССР могут действовать и другие виды предприятий, в том числе арендные, создание которых не противоречит законодательным актам СССР.

Статья 3. Объединения предприятий

1. Предприятия могут на добровольных началах объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны и другие объединения по отраслевому, территориальному или иным принципам в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах, а также в международных организациях. По согласованному решению предприятий на объединение может быть возложено централизованное выполнение отдельных производственно-хозяйственных и других функций.

Создание указанных структур производится с учетом антимонопольных требований, установленных соответствующими законодательными актами Союза ССР и союзных республик.

Объединение действует на основе устава, утверждаемого его учредителями. Предприятия, входящие в состав указанных организационных структур, сохраняют самостоятельность, права юридического лица, и на них распространяется действие настоящего Закона.

2. Регистрация объединения производится в порядке, установленном настоящим Законом для предприятия. Объединение является юридическим лицом, имеет самостоятельный и сводный балансы, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием.

3. Объединение не отвечает по обязательствам входящих в его состав предприятий, а предприятия не отвечают по обязательствам объединения, если иное не предусмотрено учредительным договором (уставом).

4. Входящие в объединение предприятия вправе выйти из его состава с сохранением обязательств перед предприятиями, входящими в состав объединения, в соответствии с заключенными договорами.

5. Объединение ликвидируется по решению входящих в него предприятий. Ликвидация объединения осуществляется в порядке, установленном для ликвидации предприятия. Имущество, оставшееся после ликвидации объединения, распределяется между участниками в соответствии с уставом объединения.

Статья 4. Законодательство о предприятии

1. Государственные предприятия руководствуются настоящим Законом и другим законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик, а предприятия иных форм собственности руководствуются настоящим Законом и другими законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик, а в случаях, предусмотренных этими актами, – также постановлениями Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик.

2. Особенности применения настоящего Закона для отдельных видов государственных союзных предприятий, деятельность которых связана с повышенными требованиями к организации и безопасности работ, непрерывностью технологических процессов, а также обусловлена необходимостью централизации функций управления, и перечень таких видов предприятий определяются Советом Министров СССР.

3. Особенности создания и деятельности совместных предприятий с участием советских юридических лиц и иностранных юридических лиц и граждан устанавливаются законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

РАЗДЕЛ II. СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОРЯДОК ЕГО РЕГИСТРАЦИИ

Статья 5. Общие условия создания предприятия

1. Предприятие может создаваться либо по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа, предприятия, организации, либо по решению трудового коллектива в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

2. Предприятие может быть создано в результате выделения из состава действующих предприятия, организации одного или нескольких структурных подразделений по инициативе коллектива трудящихся указанного подразделения (подразделений), если на это есть согласие собственника имущества предприятия (уполномоченного им органа, предприятия, организации) и обеспечивается выполнение ранее принятых предприятием договорных обязательств.

3. Предприятие может быть создано на базе структурной единицы объединения по решению ее трудового коллектива с сохранением за данной структурной единицей обязательств перед объединением.

4. В случаях, когда для создания и деятельности предприятия требуется участок земли, другие природные ресурсы, разрешение на их использование выдается соответствующим Советом народных депутатов, а в предусмотренных законодательными актами случаях – также и первичным природопользователем при наличии положительного заключения соответствующей экологической экспертизы. Отказ в предоставлении участка земли и других природных ресурсов может быть обжалован в порядке, предусмотренном законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

5. Предприятие считается созданным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Статья 6. Государственная регистрация предприятия

1. Государственная регистрация предприятия осуществляется в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту нахождения предприятия, если иное не предусмотрено законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

Данные государственной регистрации предприятия в десятидневный срок сообщаются в Министерство финансов СССР для включения в единый государственный реестр.

2. Для государственной регистрации предприятия в исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов представляются решение о его создании, устав и другие документы по перечню, определяемому Советом Министров СССР.

Государственная регистрация предприятия должна быть произведена не позднее 30 дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов в исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов.

3. Отказ в государственной регистрации предприятия может последовать по мотивам нарушения установленного законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных актов (документов) требованиям законодательства. Отказ в государственной регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

Если государственная регистрация предприятия в установленный срок не произведена либо в ней отказано по мотивам, которые учредитель предприятия считает необоснованными, он может обратиться в суд.

4. За государственную регистрацию предприятия с него взимается плата в размерах, устанавливаемых законодательством союзных и автономных республик. Полученные средства зачисляются исполнительным комитетом Совета народных депутатов в бюджет района, города, района в городе по месту регистрации предприятия.

Статья 7. Создание дочерних предприятий и обособленных подразделений предприятия.

1. Предприятие имеет право создавать дочерние предприятия с правом юридического лица, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих и расчетных счетов и утверждает положения о них.

2. Согласование вопроса о размещении таких предприятий и подразделений с соответствующими местными Советами народных депутатов производится в порядке, установленном для создания предприятия.

Статья 8. Лицензирование видов деятельности

Для осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, предприятие обязано получить необходимую лицензию в порядке, установленном Советом Министров СССР, Советами Министров союзных и автономных республик.

Статья 9. Устав предприятия

1. Предприятие действует на основании устава. Устав утверждается учредителем (учредителями) предприятия.

2. В уставе предприятия определяются: наименование предприятия, его местонахождение, предмет и цели деятельности, его органы управления и контроля, их компетенция, порядок образования имущества предприятия и распределения прибыли (дохода), условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия.

В устав могут включаться также иные, не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности предприятия.

РАЗДЕЛ III. ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья 10. Условия образования и использования имущества

1. Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.

2. Имущество предприятия в соответствии с законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик, с уставом предприятия может принадлежать ему на праве собственности либо полного хозяйственного ведения.

3. Источниками формирования имущества предприятия являются:

денежные и материальные взносы учредителей;

доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;

доходы от ценных бумаг;

кредиты банков и других кредиторов;

капитальные вложения и дотации из бюджетов;

безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и граждан;

иные источники, не запрещенные законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

4. Предприятие имеет право продавать и передавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности, а также списывать их с баланса, если иное не предусмотрено законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик и уставом предприятия.

5. Предприятие вправе, если иное не предусмотрено уставом, продавать, сдавать в аренду гражданам средства производства и иные материальные ценности, за исключением тех, которые в соответствии с законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик не могут находиться в их собственности или пользовании. Безвозмездная передача и предоставление предприятием материальных ценностей гражданам осуществляются с разрешения собственника или уполномоченного им органа в случаях, не запрещенных законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 11. Владение и пользование природными ресурсами

1. Владение и пользование землей и иными природными ресурсами предприятие осуществляет в установленном порядке за плату, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик, – на льготных условиях либо бесплатно.

2. Предприятие обязано своевременно осуществлять природоохранные мероприятия, направленные на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду. Финансирование таких мероприятий может происходить за счет собственных средств или иных источников.

Предприятие в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик несет ответственность за соблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране земель, вод, недр, лесов, других природных ресурсов, а также возмещает ущерб, причиненный в результате его деятельности.

Статья 12. Привлечение предприятием средств юридических лиц и граждан

1. Для привлечения дополнительных денежных средств на цели расширения и совершенствования производства, социального развития трудовых коллективов предприятие имеет право выпускать и реализовывать ценные бумаги.

2. Порядок выпуска и реализации предприятием ценных бумаг, их виды и права держателей определяются законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 13. Гарантии имущественных прав предприятия

Государство гарантирует защиту имущественных прав предприятия. Изъятие государством у предприятия его основных фондов, оборотных средств и иного используемого им имущества не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

Убытки, причиненные предприятию в результате нарушения его имущественных прав гражданами, юридическими лицами и государственными органами, возмещаются предприятию по решению суда или государственного арбитража.

РАЗДЕЛ IV. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ И САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 14. Общие принципы организации управления предприятием и самоуправления

1. Управление предприятием осуществляется в соответствии с его уставом на основе сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и прав собственника по хозяйственному использованию своего имущества. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штаты.

Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно либо через уполномоченные им органы. Собственник или уполномоченные им органы могут делегировать эти права совету предприятия (правлению) или другому органу, предусмотренному уставом предприятия и представляющему интересы собственника и трудового коллектива.

2. Найм (назначение, избрание) руководителя предприятия является правом собственника имущества предприятия и реализуется им непосредственно, а также через уполномоченные им органы либо через советы предприятия, правления или другие органы, которым делегированы права по управлению предприятием.

3. Решения по социально-экономическим вопросам, касающиеся деятельности предприятия, вырабатываются и принимаются его органами управления с участием трудового коллектива и уполномоченных им органов.

Статья 15. Трудовой коллектив предприятия, его полномочия

1. Трудовой коллектив предприятия составляют все граждане участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием.

2. Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива предприятия является общее собрание (конференция).

Статья 16. Общее собрание (конференция) трудового коллектива предприятия

Общее собрание (конференция) трудового коллектива:

решает вопросы, связанные с выкупом имущества предприятия;

решает вопрос о необходимости заключения с администрацией предприятия коллективного договора (соглашения), рассматривает его проект и уполномочивает профсоюзный комитет либо другие органы подписать его от имени трудового коллектива;

избирает (отзывает) представителей в совет предприятия, заслушивает отчеты об их деятельности;

может при необходимости образовывать совет трудового коллектива и определять его функции.

Статья 17. Коллективный договор (соглашение)

Коллективный договор (соглашение) может заключаться на всех видах предприятий и не должен противоречить действующему законодательству СССР.

Коллективным договором (соглашением) регулируются производственные и трудовые отношения на предприятии, вопросы охраны труда, социального развития коллектива и здоровья его членов.

При возникновении разногласий при заключении или исполнении коллективного договора (соглашения) они разрешаются в порядке, установленном законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 18. Совет (правление) предприятия

1. Совет (правление) предприятия состоит из равного числа представителей, назначаемых собственником имущества предприятия и избираемых его трудовым коллективом, если иное не предусмотрено уставом предприятия.

2. Численность совета предприятия определяется уставом предприятия. Совет предприятия формируется на срок, оговоренный в уставе предприятия.

3. Члены совета предприятия, избранные в его состав от трудового коллектива, в период своих полномочий не могут быть (по инициативе администрации) уволены с предприятия, или понижены в должности (в окладе), либо переведены на нижеоплачиваемую работу без согласия избравшего их общего собрания (конференции) трудового коллектива.

4. Совет предприятия: определяет общее направление экономического и социального развития предприятия; определяет порядок распределения чистой прибыли; по представлению руководителя предприятия принимает решение о выпуске ценных бумаг предприятия, а также о покупке ценных бумаг других предприятий и организаций; решает вопросы создания дочерних предприятий, создания и прекращения деятельности филиалов и других обособленных подразделений предприятия, вхождения предприятия в ассоциации и объединения и выхода из них; принимает решения, касающиеся основных вопросов внешнеэкономической деятельности предприятия; рассматривает конфликтные ситуации, возникающие между администрацией предприятия и трудовым коллективом, и принимает меры к их разрешению; решает другие вопросы, предусмотренные уставом предприятия.

Совет предприятия решает отнесенные к его компетенции вопросы на своих заседаниях. Вмешательство совета в оперативно-распорядительную деятельность администрации не допускается.

Правила принятия решений советом предприятия регламентируются уставом предприятия.

5. Председатель совета предприятия избирается на заседании совета предприятия открытым или тайным голосованием из числа его членов.

Статья 19. Руководитель предприятия

1. При найме (назначении, избрании) руководителя предприятия на должность с ним заключается контракт (договор, соглашение), в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия, условия его материального обеспечения и освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

2. Руководитель предприятия решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия за исключением отнесенных настоящим Законом к компетенции общего собрания (конференции) трудового коллектива и совета предприятия.

Руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы на всех отечественных и иностранных предприятиях, в фирмах и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты исполнительного аппарата дирекции, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.

3. Руководитель предприятия может быть освобожден от занимаемой должности до истечения срока контракта по основаниям, предусмотренным в контракте или в действующем законодательстве.

Статья 20. Заместители руководителя предприятия, руководители его структурных подразделений

1. Заместители руководителя предприятия, руководители подразделений аппарата управления и структурных подразделений (производств, цехов, отделов, отделений, участков, ферм, других аналогичных подразделений предприятия, структурной единицы объединения), а также мастера, старшие мастера назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем предприятия.

2. Бригадиры избираются на собраниях коллективов бригад (тайным или открытым голосованием) и утверждаются руководителем подразделения, в состав которого входят эти бригады.

3. Решения заместителей руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений обязательны для всех подчиненных им работников.

4. В отдельных случаях, связанных со спецификой предприятия, уставом предприятия может предусматриваться иной порядок назначения заместителей руководителя предприятия, руководителей его структурных подразделений и бригадиров.

РАЗДЕЛ V. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья 21. Прибыль предприятия

1. На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности является прибыль.

2. Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли, если иное не предусмотрено уставом.

Государственное воздействие на выбор направлений использования чистой прибыли осуществляется через налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции.

3. В случаях, предусмотренных законодательными актами СССР или уставом предприятия, часть чистой прибыли передается в собственность членов трудового коллектива предприятия. Размер этой прибыли и порядок ее распределения определяются советом (правлением) предприятия.

Сумма прибыли, принадлежащая члену трудового коллектива, образует его вклад. На сумму вклада члену трудового коллектива могут быть выданы акции. Предприятие ежегодно выплачивает члену трудового коллектива проценты (дивиденды) в размерах и порядке, определяемых уставом.

Член трудового коллектива вправе получить сумму своего вклада (стоимость акций) в порядке и сроки, определяемые в соответствии с уставом.

Статья 22. Трудовые доходы работника предприятия

1. Трудовые доходы каждого работника, независимо от вида предприятия, определяются его личным трудовым вкладом с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются.

2. Минимальный размер оплаты труда работников всех видов предприятий устанавливается законодательными актами СССР.

3. Формы, системы и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников устанавливаются предприятием самостоятельно.

Предприятия могут использовать государственные тарифные ставки, оклады в качестве ориентиров для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и условий выполняемых ими работ.

Статья 23. Планирование деятельности предприятия

1. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников.

Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг и поставщиками материально-технических ресурсов.

2. Предприятие выполняет работы и поставки для государственных нужд на договорной основе в порядке, определяемом законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

3. Предприятие при подготовке планов согласовывает с соответствующим Советом народных депутатов мероприятия, которые могут вызвать экологические, социальные, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения территории.

Статья 24. Хозяйственные отношения предприятия с другими предприятиями, организациями, гражданами

1. Отношения предприятия с другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на основе договоров.

Предприятия свободны в выборе предмета договора, определении обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Союза ССР, союзных и автономных республик.

2. Перечень видов продукции, работ, услуг, свободная реализация которых запрещается либо ограничивается, устанавливается законодательством СССР.

3. В своей деятельности предприятие учитывает интересы потребителя и его требования к качеству продукции, работ, услуг.

Интересы и права потребителя защищаются законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 25. Материально-техническое обеспечение

1. Предприятие на основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о движении цен организует материально-техническое обеспечение собственного производства и капитального строительства путем приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг.

2. Приобретение ресурсов на рынке товаров и услуг осуществляется предприятием непосредственно у производителей, в оптовой торговле, в том числе на ярмарках, на аукционах и у организаций материально-технического снабжения, а также у других посреднических организаций.

Статья 26. Цены и ценообразование

1. Предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик, по государственным ценам.

2. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на ресурсы, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность граждан, допускается государственное регулирование цен.

В случае нарушения предприятием государственной дисциплины цен, тарифов на продукцию, работы, услуги излишне полученная сумма подлежит изъятию. Кроме того, с предприятия взимается штраф в порядке и размерах, устанавливаемых законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

Статья 27. Финансовые и кредитные отношения

1. Источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, предприятий, организаций, граждан, а также другие поступления.

2. Предприятие пользуется банковским кредитом на коммерческой договорной основе.

3. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций по месту регистрации предприятия, в другом банке – с согласия последнего.

4. Все расчеты предприятий, включая платежи в бюджет и выплату заработной платы, производятся в календарной очередности поступления расчетных документов (наступления сроков платежей). Расчеты предприятий по своим обязательствам с другими предприятиями производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами с предприятиями и гражданами осуществляются в соответствии с правилами совершения расчетных и кассовых операций, утверждаемыми Госбанком СССР.

5. Предприятие может поставлять продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в кредит с уплатой покупателями (потребителями) процентов как за пользование заемными средствами. Для оформления таких торговых сделок предприятие может применять в хозяйственном обороте векселя.

6. Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, систематически не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть объявлено неплатежеспособным. Меры воздействия и порядок их применения к таким предприятиям определяются банками в соответствии с законодательными актами СССР.

Статья 28. Внешнеэкономическая деятельность предприятия

1. Предприятие имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

2. Валютная выручка зачисляется на валютный балансовый счет предприятия и используется им самостоятельно. Валютные отчисления в союзный, республиканский и местный бюджеты производятся из валютной выручки предприятия после вычета прямых валютных затрат, произведенных данным предприятием из своих валютных средств.

3. Ставки отчислений в пользу союзного, республиканского и местного бюджетов регулируются законодательными актами СССР.

Иные изъятия валютных средств предприятия запрещаются.

Статья 29. Социальная деятельность предприятия

1. Вопросы социального развития, включая улучшение условий труда, жизни и здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования членов трудового коллектива и их семей, решаются трудовым коллективом с участием администрации предприятия в соответствии с законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

2. Предприятие обязано обеспечить для всех работающих на предприятии безопасные условия труда и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

3. Пенсионеры, трудившиеся до ухода на пенсию на предприятии, пользуются наравне с его работниками имеющимися возможностями предприятия по медицинскому обслуживанию, обеспечению жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения, а также по решению общего собрания (конференции) коллектива – другими социальными услугами и льготами.

4. Предприятие обязано постоянно улучшать условия труда и быта женщин, обеспечивать работой преимущественно в дневное время с сокращенным рабочим днем женщин, имеющих малолетних детей, переводить на более легкую работу с безвредными условиями труда беременных женщин, а также предоставлять женщинам иные льготы, предусмотренные законодательством. Предприятие с вредными условиями труда с согласия трудового коллектива может создавать отдельные цехи, участки для предоставления женщинам более легкой работы.

5. Трудовой коллектив самостоятельно устанавливает для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы в пределах заработанных средств, направляемых на потребление.

6. Предприятие может материально поощрять работников медицинских, детских, культурно-просветительных, учебных и спортивных учреждений, организаций общественного питания и организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в его состав.

7. Рассмотрение и решение вопросов по просьбам и обращениям граждан к предприятию является исключительной обязанностью администрации предприятия и не может возлагаться на самих граждан.

РАЗДЕЛ VI. ПРЕДПРИЯТИЕ И ГОСУДАРСТВО

Статья 30. Гарантии прав и интересов предприятий

1. Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия.

Предприятие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности вправе по собственной инициативе принимать любые решения, не противоречащие действующему законодательству.

Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность предприятия со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается, если не затрагивает прав государственных органов по осуществлению контроля за деятельностью предприятий, предусмотренных законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

2. Союзные, республиканские и местные государственные и общественные органы и их должностные лица при принятии решений, касающихся предприятия, и в своих отношениях с ним несут ответственность за соблюдение положений настоящего Закона.

Государственные органы и должностные лица могут давать предприятию указания только в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством. В случае издания государственным или иным органом акта, не соответствующего его компетенции либо требованиям законодательства, предприятие вправе обратиться в суд или государственный арбитраж с заявлением о признании такого акта недействительным.

Убытки, причиненные предприятию в результате выполнения указаний государственных или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших права предприятия, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предприятию, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются судом или государственным арбитражем в соответствии с их компетенцией.

Статья 31. Правовые и экономические условия хозяйственной деятельности предприятия

1. Государство обеспечивает предприятию независимо от форм собственности равные правовые и экономические условия хозяйствования.

2. Государство способствует развитию рынка, осуществляя его регулирование с помощью экономических рычагов и стимулов, реализует антимонопольные меры, обеспечивает социальную защищенность всех трудящихся.

Государство создает льготные условия предприятиям, осуществляющим техническое совершенствование производства и, в первую очередь, внедряющим открытия, изобретения, рационализаторские предложения.

Органы государственного управления строят свои отношения с предприятием, используя экономические рычаги – проценты по вкладам и ссудам, доходы по ценным бумагам, цены и налоги, налоговые льготы и экономические санкции, целевые дотации и субсидии, валютный курс, нормы амортизационных отчислений, социальные, экологические и другие нормы и нормативы.

Статья 32. Учет и отчетность

1. Предприятие осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведет статистическую отчетность.

2. Формы государственной статистической отчетности устанавливаются органами государственной статистики и включают только фактические данные, а также адреса и сроки ее представления. Запрещается требовать представления статистической отчетности с нарушением установленного настоящим Законом порядка. Сведения, не предусмотренные государственной статистической отчетностью предприятием могут быть представлены на договорной основе либо по требованию органов, которым законодательством предоставлено право осуществления контроля за отдельными сторонами деятельности предприятия.

3. Должностные лица предприятия за искажение государственной отчетности несут установленную законодательством дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность.

Статья 33. Коммерческая тайна предприятия

1. Под коммерческой тайной предприятия понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.

2. Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты определяются руководителем предприятия.

Виды деятельности предприятий, сведения о которых не могут составлять коммерческую тайну, определяются Советом Министров СССР в целях предотвращения сокрытия предприятием сведений о загрязнении окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу.

3. Ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, и нарушение порядка охраны таких сведений устанавливается законодательными актами СССР.

Статья 34. Ответственность предприятия

1. За нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, иных правил осуществления хозяйственной деятельности предприятие несет полную имущественную ответственность, предусмотренную законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

Уплата штрафов и неустоек за нарушение условий договора, а также возмещение причиненных убытков не освобождают предприятие без согласия потребителя от выполнения обязательств по поставкам продукции, производству работ или оказанию услуг.

2. Предприятие обязано возместить ущерб, причиненный несоблюдением требований по рациональному использованию земли и других природных ресурсов, охране окружающей среды от загрязнений и иных вредных воздействий нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции, а также уплатить штраф в установленном законодательством размере.

Деятельность предприятия, нарушающего установленный режим природопользования, может быть в порядке, предусмотренном законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик, приостановлена до устранения допущенных нарушений.

Статья 35. Контроль за деятельностью предприятия

1. Комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия может производиться по инициативе собственника и не чаще чем один раз в год.

2. Налоговые и другие государственные органы, на которые законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия, могут осуществлять такие проверки по мере возникновения необходимости и строго в пределах своей компетенции. Предприятие имеет право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету контроля.

3. Все виды проверок и ревизий должны содействовать повышению эффективности хозяйствования и не нарушать нормальную работу предприятия. Результаты ревизий и проверок сообщаются предприятию.

Статья 36. Отношения предприятия с органами государственного управления и местными Советами народных депутатов

1. Взаимоотношения предприятия с органами государственного управления и местного самоуправления строятся в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик, устанавливающими компетенцию этих органов.

2. Предприятие имеет право на строго добровольной основе принимать участие в формировании внебюджетных целевых финансовых фондов республик и местных Советов народных депутатов.

3. Предприятие участвует на добровольной договорной основе в работе по комплексному экономическому и социальному развитию территории, проводимой местным Советом народных депутатов, за счет средств местного бюджета.

Предприятие обязано по решению местного Совета народных депутатов или государственного органа создавать за счет средств этих органов специальные рабочие места для лиц с ограниченной трудоспособностью.

4. Изъятие жилой площади, построенной за счет средств предприятия, местными Советами народных депутатов или другими органами не допускается без согласия трудового коллектива предприятия.

РАЗДЕЛ VII. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья 37. Условия ликвидации и реорганизации предприятия

1. Ликвидация и реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) предприятия производятся по решению собственника его имущества или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, либо по решению суда или арбитража. Реорганизация предприятия, которая может вызвать экологические, социальные, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения территории, должна согласовываться с соответствующим Советом народных депутатов.

2. Предприятие ликвидируется также в случаях:

признания его банкротом;

если принято решение о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством, и в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности;

если решением суда будут признаны недействительными учредительные акты о создании предприятия;

по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

3. При реорганизации и ликвидации предприятия увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.

4. Предприятие считается реорганизованным или ликвидированным с момента исключения его из реестра государственной регистрации.

5. В случае слияния предприятия с другим предприятием все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к предприятию, возникшему в результате слияния.

При присоединении одного предприятия к другому к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного предприятия.

6. В случае разделения предприятия к возникшим в результате этого разделения новым предприятиям переходят по разделительному акту (балансу), в соответствующих частях, имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия.

При выделении из предприятия одного или нескольких новых предприятий к каждому из них переходят по разделительному акту (балансу), в соответствующих частях, имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия.

7. При преобразовании одного предприятия в другое к вновь возникшему предприятию переходят все имущественные права и обязанности прежнего предприятия.

Статья 38. Ликвидационная комиссия

1. Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником или уполномоченным им органом, а в случаях банкротства предприятия – судом или арбитражем. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления.

Собственник, суд (арбитраж) или орган, уполномоченный создавать предприятия, принявший решение о ликвидации предприятия, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления претензий кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации.

2. Ликвидационная комиссия либо другой орган, проводящий ликвидацию предприятия, помещает в официальной печати по месту нахождения предприятия публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления кредиторами претензий Наряду с этой публикацией ликвидационная комиссия (орган, проводящий ликвидацию) обязана провести работу по взиманию дебиторской задолженности предприятию и выявлению претензий кредиторов с извещением последних о ликвидации предприятия.

Ликвидационная комиссия (орган, проводящий ликвидацию) оценивает наличное имущество ликвидируемого предприятия и рассчитывается с кредиторами, составляет ликвидационный баланс и представляет его собственнику или органу, назначившему ликвидационную комиссию.

Статья 39. Удовлетворение претензий кредиторов

1. Претензии кредиторов к ликвидируемому предприятию удовлетворяются из имущества этого предприятия. При этом в первоочередном порядке удовлетворяются долги перед бюджетами и компенсируются затраты по рекультивации земель, находившихся в пользовании ликвидируемого предприятия.

2. Претензии, выявленные и заявленные после истечения срока, установленного для их заявления, удовлетворяются из имущества предприятия, оставшегося после удовлетворения первоочередных претензий, выявленных претензий, а также претензий, заявленных в установленный срок.

3. Претензии, не удовлетворенные за недостатком имущества, считаются погашенными. Погашенными считаются также претензии, не признанные ликвидационной комиссией (органом, проводящим ликвидацию), если кредиторы в течение месячного срока со дня получения сообщения о полном или частичном непризнании претензии не предъявят иски в суд или государственный арбитраж об удовлетворении их требований.

4. При ликвидации предприятия осуществляется капитализация повременных платежей, причитающихся с этого предприятия в связи с причинением увечья или иного повреждения здоровья либо со смертью гражданина.

5. При ликвидации предприятия вклад члена трудового коллектива выдается ему в денежной форме или ценными бумагами после удовлетворения претензий кредиторов.

6. Имущество, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов и членов трудового коллектива, используется по указанию собственника.

7. При реорганизации предприятия его права и обязанности переходят к правопреемникам.

Президент
Союза Советских
Социалистических Республик
М.Горбачев

Москва, Кремль,
4 июня 1990 год

N 1529-I

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июня 1990 года N 1530–1

О порядке введения в действие Закона СССР

«О предприятиях в СССР»

Верховный Совет СССР

постановляет:

1. Ввести в действие Закон СССР «О предприятиях в СССР» с 1 января 1991 года; раздел IV, регулирующий вопросы назначения и освобождения руководителей и должностных лиц предприятия, – с момента опубликования Закона; абзац 2 пункта 1 статьи 24 для государственных предприятий – с 1 января 1993 года.

2. Действующие акты законодательства, не противоречащие названному Закону, применяются до приведения законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик в соответствие с Законом СССР «О предприятиях в СССР». Решения Правительства СССР, правительств союзных и автономных республик, изданные до введения в действие настоящего Закона, по вопросам, которые в соответствии с ним могут регулироваться только законодательными актами, действуют до принятия соответствующих законодательных актов. 3. Совету Министров СССР:

до 1 июля 1990 года:

разработать и представить в Верховный Совет СССР порядок делегирования прав собственника имущества государственных предприятий советам (правлениям) этих предприятий;

до 1 сентября 1990 года:

представить в Верховный Совет СССР предложения о приведении действующих законодательных актов Союза ССР в соответствие с Законом СССР «О предприятиях в СССР»;

привести в соответствие с названным Законом постановления и распоряжения Правительства СССР;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР их нормативных актов, в том числе инструкций, противоречащих названному Закону;

до 1 ноября 1990 года:

принять решения, необходимые для введения в действие Закона СССР «О предприятиях в СССР»;

представить для утверждения Верховному Совету СССР перечни видов продукции, работ, услуг, отходов производства, свободная реализация которых запрещена либо ограничена, и перечни видов хозяйственной деятельности, на проведение которых требуется специальное разрешение (лицензия).

4. Предложить Верховным Советам союзных и автономных республик привести законодательство союзных и автономных республик в соответствие с Законом СССР «О предприятиях в СССР».

5. Комиссии Совета Союза по вопросам развития промышленности, энергетики, техники и технологии установить контроль за исполнением Закона СССР «О предприятиях в СССР» и о результативности действия Закона доложить Верховному Совету СССР в конце 1991 года.

Президент Союза Советских
Социалистических Республик
М. Горбачев

Москва, Кремль
4 июня 1990 года

№ 1529-1