Зачем нужен парламентский контроль? Разве президент или премьер-министр не могут сами контролировать своих подчиненных?

Депутаты являются представителями народа – источника власти. Они утверждают ставки налогов и то, куда будут использованы общественные средства. Парламент принимает бюджет на год вперед и заслушивает отчет правительства об исполнении бюджета за прошедший год. Если народ проявляет политическую активность, то депутаты, плохо отстаивающие его интересы, рискуют проиграть на следующих выборах. Значит у них есть стимул на деле контролировать расходование общественных средств.

У чиновников стимулы иные. Многие злоупотребляют своим служебным положением, за мзду готовы закупать товары для государственных нужд по завышенным ценам. При этом выявить взятки и откаты трудно, ведь ни взяточник, ни взяткодатель о них не рассказывают. Президент и премьер-министр физически не в состоянии уследить за многочислен-ной армией чиновников. Контроль со стороны прокуратуры и службы безопасности тоже малоэффективен, ведь нет гарантий, что чиновники в погонах не войдут в долю с взяточниками.

Как показывает мировая практика, выход в том, чтобы работу чиновников, расходование ими бюджетных средств контролировали депутаты. Этот контроль эффективен потому, что у депутатов и чиновников есть конфликт интересов. Во многих странах парламентский контроль является важнейшей частью работы депутатов, они вникают в каждый проект, реализуемый исполнительной властью. Для этого в парламенте создаются специальные комиссии и комитеты, во главе которых стоят депутаты от оппозиционных партий. Помощь парламентариям оказывают аудиторы Счетной палаты, которая в демократических странах подчинена только парламенту. Ни президент, ни премьер-министр не могут оказывать на нее влияние. Депутаты не подменяют чиновников, а лишь контролируют их и предают огласке результаты, выявляют недочеты законодательства, регулирующего работу органов власти, вносят соответствующие поправки в законы.

Но в России исполнительная власть, используя административный ресурс, подчинила себе парламент, лишила его права парламентского контроля. От этого проигрывает прежде всего народ, ведь собранные налоги разворовываются чиновниками и выводятся за рубеж. Изменить ситуацию не поможет ни смена министров, ни 100-кратные штрафы за взятки. Как показывает мировой опыт, только честные выборы, политическая конкуренция партий и парламентский контроль могут побудить бюрократию работать честно.