Обещано вернуть прямые выборы губернаторов. Но разве они ограничат бескрайнюю власть главы региона? Может быть, существуют варианты получше?

Прямые выборы – это когда граждане избирают из числа соперников-кандидатов. Если же стоит президентский фильтр, то фактически избирает не народ, а президент. Но решение вернуться к прямым выборам губернаторов плохое, даже если они будут честными и без президентского фильтра.

В регионах не приходится рассчитывать на бурное партийное строительство, а существующие партии и законодательные собрания очень слабые. Но если нет влиятельных партий и независимых СМИ, то прямые выборы дают губернатору огромную власть. Это мы уже проходили. В 1990-е годы губернаторы были разной идейной ориентации (демократы, левые, ставленники партийно-хозяйственной номенклатуры), но практически во всех регионах сформировалась политическая монополия региональных правящих групп, сплоченных вокруг своих лидеров. Был установлен полный контроль губернаторов над экономической и политической активностью в регионах, законодательные собрания стали ручными. Дальше последовали контроль за финансовыми потоками и распил региональных бюджетов на потребу «своих». Сегодня так устроена вся Россия.

Не стоит повторять ошибок прошлого. Власть портит. Нужно, чтобы губернатор не мог установить полный контроль над всем, иначе «порча» происходит автоматически. Выход видится в использовании смешанной системы выборов в законодательные собрания: 50% по партийным спискам – 50% одномандатники. Каждый партийный список на выборах депутатов должен возглавлять кандидат в губернаторы, которого изберет вновь избранное законодательное собрание. Ведь партии на выборах всегда предлагают свои решения региональных проблем, а без кандидатуры будущего губернатора обязательства решить проблемы остаются пустой говорильней. Тогда избирательные кампании переориентируются на местные проблемы. Лозунг «Жириновского в губернаторы Тамбовщины!» уже не пройдет, слишком очевиден обман.

Избранные депутаты сами выбирают губернатора. В список кандидатов, кроме лидеров партийных списков, вносятся те, кого выдвинули депутаты-одномандатники. Если в первом туре губернатор не избран, то проводится второй тур с участием двух кандидатов, получивших наибольшее количество голосов.

Такая парламентская система выборов губернатора предполагает постоянный контроль депутатов за работой местного правительства, возглавляемого губернатором, и вотум недоверия, если он с обязанностями справляется плохо, формирование нового правительства на коалиционной основе. Но для этого опять же нужна устойчивая многопартийность. Без нее парламентаризм превращается в бесконечную чехарду кризисов, интриг и новых коалиций.

На формирование устойчивой многопартийной системы в регионах могут уйти годы. В качестве промежуточного варианта предлагается ограничить воздействие законодательных собраний на исполнительную власть: в течение первого года вотум недоверия губернатору выносить нельзя, а со второго года – только квалифицированным большинством в две трети. Необходимо предусмотреть конструктивный вотум недоверия, при котором одновременно с отставкой правительства предлагается кандидатура нового губернатора. Свою кандидатуру может предложить и партия, от которой избран увольняемый губернатор.

Примерно так система выборов губернатора устроена в большинстве демократических стран.