Жесткий конфликт в элите из-за полномочий Следственного комитета

В 2011 году, будучи президентом, Д. Медведев лишил Следственный комитет права самостоятельно возбуждать налоговые дела по статьям 198 и 199 Уголовного кодекса («Уклонение от уплаты налогов и/или сборов с организации», «Неисполнение обязанностей налогового агента», «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и/или сборов»). Число таких дел резко упало: с 12–13 тыс. в 2010 году до 2 тыс. в 2012 году. Предприниматели вздохнули свободнее.

Президент В. Путин выразил недовольство, что налоговые статьи УК РФ практически перестали работать. Снижение этого «палочного» показателя квалифицируется как провал в работе Следственного комитета. Не профилактика преступлений, не улучшение инвестиционного климата и институциональной среды, а отсутствие налоговых дел выдается за главный критерий качества работы силового органа. Но Следственный комитет – не фискальный орган. У него принципиально иные задачи. Тем не менее, стремление пополнить тощий бюджет и укрепить силовую вертикаль (с ее силовыми методами), породило законодательную инициативу о возвращении СК изъятых прав.

Президент пообещал разобраться с теми, кто, занимая ответственные посты, публично выступил против этой инициативы. Не согласен – поступай, как бывший министр финансов А. Кудрин: подавай в отставку и критикуй со стороны. С критикой законопроекта выступили, наряду с Кудриным, М. Прохоровым, предпринимателями и экспертами, чиновники Минэкономразвития и лично премьер Д. Медведев. Тем самым была лишний раз продемонстирована жесткая вертикальность российской системы власти, где все вопросы решает одно лицо – без серьезных обсуждений и учета позиций разных сообществ.