Пенсионная реформа: накопительная пенсия – НПФ

Человек всегда отдает предпочтение текущим благам по сравнению с будущими. Заставить население копить на старость можно только насильно. Для этого практикуются обязательная государственная накопительная система и корпоративная система, когда на будущую пенсию своим сотрудникам добровольно отчисляют компании, как правило, солидные. Тем немногим высокоорганизованным и сознательным людям, которые хотят накопить, проще самим найти удобные и эффективные форматы. Но при условии, что они не расходуют эти средства до выхода на пенсию, а в пенсионном периоде будут тратить их разумно. Принципиально важно и то, что страну, имеющую быстро стареющее население, без накопительного элемента в пенсионной системе ждет серьезная дестабилизация финансов, потому что нечем будет платить пенсии. Зная это, здравомыслящие инвесторы избегают вкладывать в нее долговременные средства.

В пенсионной реформе кардинальные изменения касаются страховой пенсии, которая с 1 января 2015 года будет рассчитываться по новой пенсионной формуле. Методика и формула определения накопительной пенсии практически не изменились, чего не скажешь об отношении властей. Не отказываясь совсем от накопительной пенсии, они экономически пытаются вытеснить ее из сферы обязательных страховых отчислений, чтобы она стала преимущественно добровольной, как практикуется в развитых странах. Для этого придуманы повышающие коэффициенты, которые ставят обязательную накопительную часть пенсии в проигрышное положение по сравнению со страховой частью.

Прекрасно, когда человек смолоду сам заботится о своей благополучной старости, не особо надеясь на государство. Во всем мире накопительная пенсионная система является оптимальным способом принудить человека сделать пенсионные накопления, не дать ему потратить их до пенсии и позволить расходовать равномерно на протяжении всего периода дожития. Россиянин, который хотел бы иметь сколько-нибудь осязаемую накопительную пенсию, должен отложить текущие дела и попытаться разобраться – возможно ли это в российских условиях?

Действующая пенсионная система

С 2002 года в России для лиц 1967 года рождения и моложе действует смешанная пенсионная система, включающая распределительную (страховую) и накопительную части.

Работодатель отчисляет в Пенсионный фонд России (ПФР) страховой взнос в размере 22% от фонда оплаты труда работника (сверх его зарплаты), из них:

– 6% поступают в солидарную часть, предназначенную для выплаты пенсий нынешним пенсионерам, и не учитываются на индивидуальном лицевом счете работника, не сказывается на размере его будущей пенсии;

– 10% номинально учитываются при определении страховой части будущей пенсии работника, реально же эти деньги тоже идут в солидарную часть;

– 6% направляются в накопительную часть пенсии. Эти средства исключаются из «солидарного кошелька», уменьшая бюджет Пенсионного фонда, дефицит которого превышает 1 трлн рублей.

Родившиеся до 1967 года накопительной части трудовой пенсии по старости не имеют. По ним схема такая: 6% страховых взносов поступают в солидарную часть, 16% – в страховую. Право на начисление трудовой пенсии по старости имеют мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет, проработавшие не менее 5 лет.

Действующая пенсионная формула (до 1 января 2015 года):

пенсия по старости (рублей) = страховая часть
(рублей)
: период дожития
(228 месяцев)
+ накопительная часть
(рублей)
: период дожития
(228 месяцев)
+ фиксированный базовый размер страховой части
(3610 рублей)

Период дожития, в течение которого пенсионер получает пенсию, до 2016 года равен 19 годам, или 228 месяцам.

Фиксированный базовый размер страховой части, который выплачивается наряду со страховой и накопительной частями, одинаковый для всех пенсионеров – не зависит от состояния индивидуального лицевого счета. Его величину ежегодно определяет правительство. В 2013 году он равнялся 3610 рублей.

В 2014 году накопительная пенсия не формируется ни у кого.

Пенсионная реформа с 1 января 2015 года

Страховая пенсия по-прежнему обязательна. К ней привязана фиксированная выплата. Работникам 1967 года рождения и моложе предоставлен выбор:

– отказаться от накопительной пенсии с 2015 года. Тариф страховых взносов на накопительную часть будет равен 0%. При этом накопления, сделанные до 2014 года, останутся, будут инвестироваться на финансовом рынке и войдут в будущую пенсию. Авторы пенсионной реформы ввели повышающие коэффициенты, стимулирующие выбор в пользу страховой пенсии. Участвующие в ее формировании страховые взносы (тариф 16%) не инвестируются, но ежегодно индексируются государством на уровень инфляции. А вот по наследству страховая пенсия не передается. Повышается неопределенность, поскольку права на страховую пенсию будут учитываться не в абсолютных цифрах (рублях), а в баллах. Стоимость балла станет определяться ежегодно и будет зависеть от состояния бюджета ПФР, возможности госбюджета поделиться с пенсионерами и от количества баллов, предъявленных в данный момент для «отоваривания». Это означает, что работник узнает о размере своей страховой пенсии только в момент ее назначения. И тут не исключены «сюрпризы»;

– сохранить накопительную пенсию. Тариф страховых взносов на накопительную часть будет равен 6%. При этом уменьшится страховая пенсия, так как на нее пойдут страховые взносы по тарифу 10% и повышающие коэффициенты будут ниже, чем в случае, когда обязательная накопительная часть пенсии не формируется. Накопительная пенсия не индексируется на уровень инфляции. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования негосударственным пенсионным фондом или управляющей компанией на финансовом рынке. Возможен как плюс, так и минус. Успех во многом зависит от выбранного НПФ – значит, и от способности работника принять правильное решение. В случае убытков гарантируется выплата только уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию. Накопительная пенсия по-прежнему учитывается в рублях, а не в баллах. Механизм ее определения более простой и прозрачный. Накопительная пенсия передается по наследству.

Решение можно принимать до 31 декабря 2015 года. Здесь возможности такие:

  • если работник не менял тариф формирования накопительной части пенсии в 2013 году, не переводил пенсионные накопления в НПФ и/или обратно в Пенсионный фонд, то с 2014 года 16% страховых взносов (из 22%) будут направляться на страховую пенсию, 6% – в общий «солидарный кошелек», не влияя на размер будущей пенсии работника;
  • «молчуны», которые никогда не подавали заявление о выборе НПФ или управляющей компании, включая Внешэкономбанк, и решившие формировать накопительную пенсию (по тарифу 6%), должны до 31 декабря 2015 года подать в Пенсионный фонд заявление о выборе НПФ или управляющей компании, предварительно заключив с ним/ней договор об обязательном пенсионном страховании. Иначе все страховые взносы (16%) будут направляться на формирование страховой пенсии;
  • если работник в предыдущие годы хотя бы один раз подавал заявление о выборе НПФ или УК, включая Внешэкономбанк, и оно было удовлетворено, на накопительную пенсию ему по-прежнему будет перечисляться 6% тарифа – без дополнительного заявления. Оно требуется, если работник отказывается от формирования накопительной пенсии;
  • у того, кто в 2013 году подал заявление о выборе государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» с тарифом 2%, с 2014 года по умолчанию накопительная часть прекращает формироваться. 16% страховых взносов идут на формирование страховой пенсии без дополнительного заявления. Если работник захочет формировать накопительную часть в размере 6%, то он до 31 декабря 2015 годах должен подать в Пенсионный фонд новое заявление о выборе НПФ или УК, предварительно заключив договор об обязательном пенсионном страховании.

Выбор в течение 2014–2015 годов разрешено сделать только один раз. Для того чтобы он был осознанным, нужно вникнуть в суть проблемы.

Накопительная пенсия

Накопительная часть трудовой пенсии по старости, установленная до 1 января 2015 год, после этой даты будет считаться накопительной пенсией.

Накопительная пенсия с 1 января 2015 года станет определяться по формуле:

накопительная пенсия = пенсионные накопления
на момент выхода на пенсию
: период дожития (228 месяцев)
минус число месяцев работы
после достижения пенсионного возраста

Пенсионные накопления у работников 1967 года рождения и моложе в максимально возможном варианте выглядят так:

пенсионные накопления = страховые взносы на накопительную пенсию,
перечисленные работодателем по тарифу 6%
(обязательное пенсионное страхование)
+ страховые взносы,
перечисляемые работодателем в рамках
корпоративной пенсионной программы (добровольное пенсионное страхование
своих сотрудников крупными предприятиями)
+ дополнительные страховые взносы,
перечисленные работодателем за работника
и государством в рамках софинансирования пенсии
(добровольное пенсионное страхование)
+ материнский капитал, направленный на
формирование накопительной пенсии
(добровольное пенсионное страхование)
+ доходы от инвестирования
на финансовом рынке всех этих средств

Если работник не участвует в корпоративной пенсионной программе и программе государственного софинансирования пенсии, использовал материнский (семейный) капитал не на пенсионные нужды, то второго, третьего и четвертого слагаемых в этой формуле не будет. Это сугубо добровольные составляющие накопительной пенсии.

Программа государственного софинансирования пенсии стартовала 1 октября 2008 года, чтобы заинтересовать работников делать добровольные дополнительные отчисления на свою будущую пенсию, как это практикуется в развитых странах. Чтобы вступить в программу, достаточно было до 1 октября 2013 года подать заявление в Пенсионный фонд (эта дата продлена ориентировочно до 1 января 2015 года) и сделать первый взнос до 31 декабря 2013 года. Минимальный взнос – 2 тыс. рублей в год, максимальный – 12 тыс. рублей. Здесь возможны варианты:

– работник сам вносит взносы через банк или по его заявлению это делает за него работодатель, отчисляя в его накопительную пенсию назначенную сумму либо процент от зарплаты. На перечисляемые суммы распространяется вычет из подоходного налога;

– работодатель может стать добровольной второй стороной софинансирования накопительной части пенсии своего сотрудника. Для него тоже предусмотрены стимулы: он освобождается от уплаты страховых взносов в размере уплаченного взноса (но не более 12 тыс. рублей в год на одного работника), этот взнос уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Поступившую за год сумму взносов государство увеличивает в пропорции 1:1, то есть добавляет из госбюджета еще столько же, но не более 12 тыс. рублей в год.
Для тех, кто достиг пенсионного возраста и продолжает трудиться, были предусмотрены льготы: на 1 личный рубль работающего из бюджета доплачивается 4 рубля, но не более 48 тыс. рублей в год. С 1 октября 2013 года введено ограничение: россияне, которые достигли пенсионного возраста и получают любой вид пенсии, больше не могут рассчитывать на софинансирование.

Правила софинансирования действуют в течение 10 лет с момента первого взноса. По желанию можно выйти из программы раньше. После 1 января 2015 года государство продолжит софинансировать взносы уже вступивших в программу, но прием заявлений от новых участников будет прекращен. Соответствующие взносы по распоряжению работника инвестируются, как и остальные пенсионные накопления. В 2009 году в программе софинансирования участвовало 2,2 млн работников, в 2010 году – 4,0 млн, в 2012 году- 6,8 млн, в 2012 году- 10,4 млн, в 2013 году – 15,9 млн.

Материнский (семейный) капитал можно частично или полностью направить на формирование накопительной пенсии матери, родившей или усыновившей второго или последующего ребенка. Такой возможностью воспользовались только 2% семей, которые не нуждаются в улучшении жилищных условий, не хотят оплачивать семейным капиталом образование детей (дети получают образование за рубежом, семья испугалась сложной бюрократической процедуры оплаты капиталом образовательных услуг) и решили так пополнить пенсионные накопления. Для того чтобы направить материнский капитал на формирование накопительной пенсии, владелица сертификата на этот капитал должна подать заявление в Пенсионный фонд после достижения ребенком трехлетнего возраста. Новым заявлением можно отказаться от этого решения.

Пенсионные накопления НПФ или управляющие компании инвестируют на финансовом рынке в расчете получить дополнительный доход. Доходность зависит от состояния рынка, разнообразия источников инвестирования, квалификации управляющих, то есть не исключены убытки.

Государственная управляющая компания Внешэкономбанк вправе вкладывать пенсионные накопления в два инвестиционных портфеля: базовый – формируется из облигаций РФ и корпоративных облигаций российских эмитентов, гарантированных государством; расширенный – формируется из государственных ценных бумаг субъектов РФ, корпоративных облигаций российский эмитентов, гарантированных государством депозитов (в рублях и валюте) в банках, ипотечных ценных бумаг, облигаций международных финансовых организаций. ВЭБ может выкупать на пенсионные деньги не более 30% одного выпуска корпоративных облигаций и не более 20% совокупного объема выпусков одного эмитента. Чтобы отдача от инвестирования пенсионных накоплений была выше, ПФР предлагает разрешить активнее вкладывать их в корпоративные и инфраструктурные облигации. Но частные управляющие настроены скептически, поскольку отдача от инфраструктурных проектов редко превышает уровень инфляции.

В 2012 году доходность по пенсионным накоплениям во Внешэкономбанке составила 9,2%, в НПФ – 6,7–7,2%. На более длинной дистанции (2004–2012 годы) средняя инфляция равнялась 9,6% и превышала доходность по пенсионным накоплениям. Поэтому говорить, какая система более эффективна, пока рано, слишком мало времени прошло.

Корректировка периода дожития. Если работник будет трудиться после достижения пенсионного возраста, то его накопительная пенсия увеличится, поскольку продолжат формироваться пенсионные накопления и делиться они будут не на узаконенные 228 месяцев дожития, а на меньшее число месяцев. Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии сокращается на 12 месяцев за каждый полный год, проработанный со дня приобретения права на назначение пенсии. Но период дожития не может быть меньше 168 месяцев (14 лет). Иными словами, правительство приветствует работу потенциального пенсионера в течение не более 5 лет. Всё, что сверх того, в зачет не пойдет и на льготу не повлияет. А при формировании страховой пенсии повышающие коэффициенты нарастают в течение 10 лет работы после достижения пенсионного возраста.

Периоды получения пенсионных накоплений после выхода на пенсию различаются:

  • обязательная составляющая пенсионных накоплений (страховые взносы работодателей и доходы от их инвестирования) делится на период дожития (228 месяцев) минус число месяцев, проработанных после достижения пенсионного возраста, но минимум на 168 месяцев. Получается пожизненная накопительная пенсия;
  • по каждой из добровольных составляющих пенсионных накоплений (по страховым взносам по корпоративным пенсионным программам, по программе софинансирования, по материнскому капиталу – с учетом доходов от их инвестирования) в момент назначения пенсии человек может выбрать: получать их пожизненно в составе накопительной пенсии по алгоритму для обязательной составляющей или как срочную пенсионную выплату. Во втором случае срок определяет сам пенсионер, но он не может быть менее 10 лет;
  • все пенсионные накопления могут быть выплачены пенсионеру единовременно, если они составляют небольшую величину, которая не превышает 5% всей пенсии по старости (страховая плюс накопительная часть).

Право на накопительную пенсию. Накопительная пенсия будет назначаться тем, кто имеет право на страховую пенсию по старости в соответствии с законом «О страховых пенсиях», естественно, при наличии пенсионных накоплений. Право на страховую пенсию по старости в 2025 году будут иметь мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет при условии, что их индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 30 баллов, а страховой стаж не менее 15 лет. К этому максимуму россияне придут в течение 10 лет:

год20152016201720182019202020212022202320242025
пороговый индивидуальный пенсионный коэффициент
баллыне ниже 6,69,011,413,816,218,621,023,425,828,230,6
пороговый страховой стаж
лет678910111213141515

Накопительную пенсию установит и будет выплачивать тот фонд, в котором формировались пенсионные накопления работника, – НПФ или Пенсионный фонд. К нему и надо будет обращаться (в том числе для оформления и получения срочной или единовременной пенсионной выплаты пенсионных накоплений). Выплачиваться и доставляться накопительная пенсия будет в порядке и сроки, установленные для страховых пенсий. Если пенсионные накопления формировалась в Пенсионном фонде, то накопительная пенсия будет доставляться одновременно со страховой.

Корректировка пожизненной накопительной пенсии и срочной пенсионной выплаты будет производиться Пенсионным фондом или НПФ, если в нем формировались пенсионные накопления, по двум основаниям: 1 августа каждого года, исходя из пенсионных накоплений, которые не были учтены при назначении выплаты или предыдущей корректировке, а также по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в выплатной резерв. Среди этих оснований нет индексации на уровень инфляции.

Наследование накопительной пенсии. Авторы пенсионной реформы придумали стимулы для наращивания страховой пенсии (повышающие коэффициенты, индексация на уровень инфляции и др.). А главным преимуществом накопительной пенсии является то, что она наследуется.

Если работник умер до назначения ему накопительной пенсии, то пенсионные накопления получат его правопреемники. Кто и сколько – работник может определить сам в заявлении в НПФ или ПФР, где он формирует пенсионные накопления. Иначе это будут правопреемники по закону: 1-ая очередь – родители, супруги и дети умершего, 2-ая – братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки.

По наследованию материнскому капитала в составе пенсионных накоплений выбора нет и круг получателей сужен – это отец/усыновитель ребенка или сам ребенок (дети), если нет отца/усыновителя.

Если пенсионер какое-то время получал накопительную пенсию, то правопреемникам будет выплачен остаток, но только при условии, что он выбрал не пожизненную, а срочную выплату пенсии. Возможность выбрать срочную выплату предоставлена только по дополнительным взносам на накопительную часть пенсии и не распространяется на страховые взносы работодателей в рамках обязательного пенсионного страхования.

Негосударственные пенсионные фонды

Выплачивать накопительную пенсию имеют право, кроме Пенсионного фонда, негосударственные пенсионные фонды, в которых формировались пенсионные накопления. НПФ в России были созданы как некоммерческие организации – это значит, что у них не должно быть прибыли. То есть полученный при инвестировании пенсионных накоплений доход фонд обязан распределить на счета своих клиентов (будущих пенсионеров), а за свою работу он получает комиссионные на собственные нужды – не более 15% инвестиционного дохода. При инвестировании активов НПФ должен уложиться в предписанные ему законом стандарты сохранности, доходности и диверсификации (разнообразия). У НПФ нет цели получать сверхдоходы, достаточно превысить уровень официальной инфляции. Нормативы размещения пенсионных резервов и инвестирования контролируют Федеральная антимонопольная служба, Минфин и Центральный банк. Все НПФ проходят лицензирование. Негосударственным пенсионным фондам доверили свои пенсионные накопления 21 млн человек из 70 млн работающих.

Из того, что НПФ являются некоммерческими организациями, следует, что у них нет владельцев (только учредители) и формально фонды не могут продаваться. На практике это приводит к тому, что компании контролируют НПФ через его совет или администратора. Смена контроля (фактически продажа) проходит непублично, оформляется через смену совета (администратора) фонда.

Обязательные пенсионные накопления и пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов:

годы2007200820092010201120122013
9 мес.
пенсионные накопления (работодатели перечисляют обязательные страховые взносы по тарифу 6%), млрд рублей26,835,577,2155,4393,8668,7986,4
резервы по корпоративным пенсионным программам
(солидные фирмы добровольно формируют
пенсионные накопления своим работникам
по разным тарифам), млрд рублей
472,9462,9564,4643,3700,3758,1800,9

К октябрю 2013 года 1,8 трлн рублей пенсионных накоплений «молчунов» скопилось во Внешэкономбанке.

В последние годы сфера НПФ стала привлекательной для крупного бизнеса: эти «денежные мешки» пополняются регулярно, а на деньги из них можно скупать лакомые активы на финансовом рынке. Так, НПФ «Сургутнефтегаз» стал основным акционером компании «ЮТэйр», НПФ «Газфонд» управляет значительным пакетом акций Газпромбанка. В размещении акций Номос-банка активно участвовали НПФ электроэнергетики и НПФ «ЛУКойл-гарант», над которыми год назад установила контроль финансовая корпорация «Открытие», то есть пенсионные фонды оказались встроены в сложные сделки. Однако большинство сделок с участием пенсионных фондов не афишируется, остается непубличным. Дело в том, что формально купить НПФ нельзя.

Консультанты так описывают используемую схему: берется в банке кредит, на него «покупается» НПФ, под пенсионные деньги делается несколько выпусков облигаций, на привлеченные через облигации деньги покупаются активы. Аналогично работает и депозитная схема. Разместив средства НПФ в родственном банке на 5-летнем депозите под ставку ниже инфляции, можно получить назад эти деньги в виде кредита на щадящих условиях. Вряд ли новым инвесторам нужен сам «пенсионный бизнес», они покупают «машину», собирающую миллиарды рублей с рынка, которые потом можно вложить под 2–3% годовых в долгосрочные проекты. Если такая схема приведет к банкротству НПФ, пострадает репутация всех частных фондов. Переживут ли фонды, деньги которых используются таким образом, проверку и новое лицензирование, которые Центральный банк устраивает в 2014–2015 годах?

Авторы пенсионной реформы решили внести больше ясности, прозрачности и безопасности (удалить ненадежные НПФ и создать систему гарантирования пенсионных накоплений) в эту сферу, где обращаются крупные «социально опасные» средства. Правительство поручило Центральному банку проанализировать финансовую состоятельность и профессионализм 116 НПФ, имеющих лицензии на деятельность в сфере обязательного пенсионного страхования, и оставить только те, кто располагает устойчивой финансовой базой.

В 2014–2015 годах НПФ должны пройти перерегистрацию и превратиться в акционерные общества (АО), то есть стать коммерческими организациями. Они будут обязаны раскрыть Центральному банку своих владельцев, подтвердить финансовую устойчивость и вступить в систему гарантирования накоплений. Но, если в банках гарантируются вклады не более 700 тыс. рублей, то в НПФ – пенсионные взносы без прироста от их инвестирования. Если НПФ прекратит свою деятельность, пенсионные накопления по обязательному пенсионному страхованию вернуться в Пенсионный фонд, чтобы работники могли заново выбрать НПФ – из тех, кто прошел проверку Центробанка.

Требования к НПФ, пожелавшим работать в форме АО, останутся прежними. Это касается порядка формирования и размещения пенсионных резервов, инвестирования пенсионных накоплений, регулирования и надзора. Но акционеры НПФ будут иметь право участвовать в управлении фондом и будут нести ответственность по его обязательствам. Когда НПФ станут акционерными обществами, следить за сделками по их продаже будет проще и удобнее, поскольку АО обязаны публиковать информацию о владельцах, а некоммерческие организации открывают только имена учредителей, которые с истинными владельцами зачастую не имеют ничего общего.

Декларируемая цель превращения НПФ в акционерные общества – защитить будущие пенсии от потерь. Однако некоторые специалисты опасаются, что эти АО, как все коммерческие организации, будут стремиться к максимизации прибыли. То есть для них главным станут не клиенты (будущие пенсионеры), а акционеры, которые захотят получать дополнительный доход в виде дивидендов. Известно, что при инвестировании проще наращивать доход, вкладываясь в высоко рискованные инструменты, у акционеров будет велик соблазн «крутить» чужие пенсионные деньги в надежде больше заработать. Без специальных ограничений социальный аспект НПФ может сойти на «нет».

Руководители многих НПФ позитивно относятся к коммерциализации фондов, видя в этом упрощение процедуры слияний и поглощений, возможности привлечения новых активных инвестиций и их возврата, выплаты дивидендов. Но их смущают жесткие сроки. Они опасаются двойного налогообложения, дополнительного налога на прибыль и расходов на изменение отчетности, обучение бухгалтеров новым стандартам, на привлечение новых юристов и нотариусов, на отчисления в гарантийный фонд.