Какие избирательные системы предпочитают развитые страны?

Избирательная система играет важную роль в политической жизни любой страны. Особенности избирательной системы могут иметь широкие последствия – от раскола партии до распада страны. Так, из-за недостатков избирательной системы в 1970 году в Чили установилась кровавая диктатура. Общепризнано, что идеальной модели избирательной системы не существует. В мире используется более 100 разновидностей избирательных систем. Но базовыми остаются мажоритарная и пропорциональная. Исторически первой стала мажоритарная система.

Мажоритарная избирательная система (majorite – большинство): победителем становится тот, кто получил большинство голосов избирателей. При этом возможны три варианта:

мажоритарная система относительного большинства, когда победителем признается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из его соперников. Ее применяли 43 государства, в том числе США;

мажоритарная система абсолютного большинства, при которой для победы необходимо набрать более 50% поданных на выборах голосов (минимум – 50% плюс 1 голос);

мажоритарная система смешанного типа, когда для победы в первом туре надо набрать абсолютное большинство голосов, если не удалось, проводится второй тур, в котором участвуют кандидаты, занявшие первые два места. Для победы во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов (больше, чем конкурент).

Голоса подсчитываются по одномандатным избирательным округам. От каждого из них может быть избран только один кандидат. Количество одномандатных округов равно конституционному количеству депутатских мест в парламенте. При выборах президента страны одномандатным избирательным округом становится вся страна.

Достоинства мажоритарной системы:

– универсальность, позволяет избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города);

– выдвигаются и конкурируют конкретные кандидаты, избиратель может учитывать не только их партийную принадлежность (или ее отсутствие), политические программы, приверженность идейной доктрине, но и личные качества, профессиональную пригодность, репутацию, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя;

– могут реально участвовать и побеждать представители небольших партий и беспартийные независимые кандидаты, а не только представители крупных партий;

– депутаты, избранные по одномандатным мажоритарным округам, не зависят от политических партий и их лидеров, так как получили мандат непосредственно от избирателей. Это позволяет корректнее соблюдать принцип народовластия – источником власти являются избиратели, а не партийные структуры. Избранный представитель гораздо ближе к своим избирателям, они знают, за кого конкретно голосуют;

– позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

Эти достоинства реализуются не автоматически, зависят от политического режима. В условиях тоталитарного режима любая избирательная система обеспечивает реализацию воли политической власти, а не избирателей.

Недостатки мажоритарной системы:

– значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти, пропадают, не преобразуются во властные полномочия голоса избирателей, отданные за проигравших кандидатов, несмотря на то, что в общей сумме поданных на выборах голосов они могут составлять весомую часть, порой не намного меньшую, чем голоса, определившие победителя;

– партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

– две партии, набравшие равное или близкое к равному число голосов, проводят в органы власти неравное число кандидатов;

– более дорогая, финансово затратная система из-за возможного второго тура голосования и того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводятся многочисленные избирательные кампании отдельных кандидатов;

– победа независимых кандидатов и кандидатов небольших партий повышает вероятность формирования мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого снижается. Это характерно для стран с плохо структурированной партийной системой и большим количеством партий.

Пропорциональная избирательная система: депутатские мандаты распределяются пропорционально поданным за партии голосам избирателей. Голоса подсчитываются по многомандатным округам. Избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за политические партии, за списки их кандидатов. Партии включают в списки столько кандидатов, сколько депутатов посылается в представительный орган от данного избирательного округа. Депутатами становятся кандидаты, стоящие первыми порядковыми номерами в списке.

Голосование проводится в один тур. Вводится барьер проходимости – 4–5% количества поданных в общенациональном масштабе голосов избирателей. Мелкие и плохо организованные партии не в состоянии его преодолеть. Поданные за них голоса и соответствующие депутатские мандаты перераспределяются в пользу партий, набравших проходной балл. В основном они достаются партиям, получившим наибольшую сумму голосов. Поэтому в пропорциональной системе заинтересованы прежде всего массовые (централизованные) партии, которые делают упор не на привлекательность ярких личностей, а на массовую поддержку своих членов и сторонников, на готовность электората голосовать не по персонифицированным, а по идейно-политическим мотивам. В сформировавшихся органах власти представлена реальная картина политической жизни и расстановка политических сил. Эта система способствует развитию многопартийности.

Избрание по партийным спискам обходится дешевле. Но между народным представителем (депутатом) и самим народом (избирателями) появляется политический посредник в лице партийного лидера, с мнением которого списочный депутат вынужден считаться в гораздо большее, чем депутат от мажоритарного округа. Непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая.

Трудно сказать, какая избирательная система более демократична, точнее отражает мнение избирателей. На первый взгляд, кажется, что пропорциональная система улавливает весь спектр мнений, зато мажоритарная система заставляет избирателей более основательно подумать перед выбором. В стремлении соединить достоинства мажоритарной и пропорциональной систем сформировалась смешанная избирательная система, при которой часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу, часть – пропорционально. Опыт свидетельствует о том, что данный вариант более демократичен и эффективен для достижения политической стабильности.

Смешанная мажоритарно-пропорциональная система, когда параллельно действуют две основные системы как результат политического компромисса между партиями – сторонниками каждой из них. Конституционно обозначенное количество парламентских мандатов делится в определенной пропорции между мажоритарной и пропорциональной системой – чаще всего 1:1. При таком соотношении количество одномандатных округов в стране равно половине мандатов в парламенте, другая половина разыгрывается по пропорциональной системе в одном многомандатном округе. Каждый избиратель голосует и за конкретного кандидата по своему одномандатному избирательному округу, и за список одной из политических партий по общенациональному избирательному округу. Таким образом выбираются депутаты Госдумы России и парламентов некоторых других стран.

Предпочтение конкретной избирательной системы нередко зависит от соотношения политических сил в законодательном органе. Те или иные способы подведения итогов выборов оказываются более выгодными отдельным партиям, и они добиваются включения их в избирательное законодательство. Но известны случаи, когда вопрос решается путем общенационального референдума. Так в 1993 году Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарной, а Новая Зеландия – наоборот, от мажоритарной к пропорциональной системе.

Нюансы избирательных систем развитых стран

Избирательная система Великобритании

Выборы в Великобритании (парламентская республика) проходят по одномандатным округам по мажоритарной системе. На парламентских выборах страна поделена на 659 округов: 529 – в Англии, 72 – в Шотландии, 40 – в Уэльсе, 18 – в Северной Ирландии. Каждый округ избирает одного члена парламента, каждый избиратель получает в руки один бюллетень. Для победы достаточно простого большинства голосов зарегистрированных избирателей, даже минимальный перевес обеспечивает кандидату парламентский мандат.

Эту систему критикуют в основном небольшие партии, которые практически не имеют шансов попасть в парламент, хотя в общей сложности могут получить значительный процент голосов. Напротив партии, отстающие по общему числу отданных за них голосов, могут получить большинство в парламенте, если по отдельным округам их кандидаты получат большинство. Партия, получившая наибольшее число мест в парламенте, формирует правительство.

В Великобритании нет дня тишины, политическая агитация не запрещена даже в день выборов. За ходом голосования, кроме наблюдателей, следят «счетчики голосов» – партийные добровольцы, которые у избирательных участков ведут учет всех зарегистрированных избирателей, вычисляют потенциальных не проголосовавших сторонников своих партий и призывают их прийти на избирательный участок. Внутри участков им агитировать запрещено. По традиции с 1935 года все парламентские выборы проходят по четвергам. Граждане Великобритании вправе проголосовать по почте.

Избирательная система Канады

В Канаде (парламентская республика), как и в других англосаксонских странах, применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства. Избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем каждый из его противников в отдельности, хотя бы это большинство и меньше половины. Эта система результативна, так как кто-то всегда получает относительное большинство. В Палате общин обычно бывает прочное большинство, что обеспечивает стабильность правительства. Однако система лишает представительства малые партии и искажает соответствие между числом поданных голосов и количеством мандатов, завоеванных той или иной партией. Палата общин избирается сроком на 5 лет.

Политические партии не получают официального признания в избирательном процессе, все кандидаты выступают в качестве частных лиц. Кандидатуру должны поддержать 25 избирателей, их подписи заверяют свидетели. Кандидат обязан принести присягу в том, что он согласен с выдвижением своей кандидатуры, и внести залог в размере 200 канадских долларов. Залог призван оградить избирательную кампанию от «несерьезных» кандидатов. Он возвращается кандидату, если за него проголосовало не менее 15% избирателей, принявших участие в голосовании в данном округе.

Выборы в Канаде проводятся по одномандатным избирательным округам. Их определяют специальные «пограничные комиссии», создаваемыми парламентом по одной для каждой провинции. Они составляют и уточняют карты по итогам очередной переписи населения, проводимой каждые 10 лет, и должны гарантировать примерное равенство всех округов по выборам в Палату общин. При необходимости и по требованию 10 депутатов вопрос о границах округов может обсуждаться на заседаниях палаты.

Запрещено выдвигаться кандидатами должностным лицам, ответственным за проведение выборов, судьям, назначаемым генерал-губернатором, шерифам и государственным служащим. Чиновники могут выдвигать свои кандидатуры только в случае, если на период избирательной кампании уходят отпуск за свой счет, а при избрании теряют государственную должность.

Избирательная система Швеции

В Швеции (парламентская республика) используется система пропорционального представительства. Всеобщие выборы проводятся раз в 4 года одновременно в национальный (Риксдаг), региональный (Совет региона) и местный (Совет муниципалитета) уровни власти. Территория страны поделена на 29 крупных избирательных округов, совпадающих с административно-территориальным делением государства, что позволяет обеспечить большую пропорциональность представительства в сравнении с мелкими округами.

В шведском парламенте Риксдаге 349 мест (310 постоянных и 39 корректировочных, уравнивающих). Не позднее 30 апреля в год выборов Избирательная комиссия обязана определить для каждого из 29 избирательных округов число постоянных мест, исходя из числа избирателей, всего 310 постоянных мест. Остальные 39 мандатов являются уравнивающими и заполняются по общим результатам голосования по всей стране.

Избиратель имеет право голосовать за политическую партию, но внутри этого выбора он имеет возможность повлиять на порядок ранжирования кандидатов, поставив отметку напротив имени одного из них. Персональный голос может быть отдан только за одного кандидата. Право быть представленными в парламенте имеют партии, набравшие не менее 4% общего числа голосов избирателей или не менее 12% голосов в любом избирательном округе. Мандаты, закрепленные за избирательными округами, распределяются между партиями в каждом избирательном округе пропорционально результатам выборов в этом округе.

После того, как все постоянные места распределены между партиями в каждом избирательном округе, эти места агрегируются по всем округам. Затем проводится новое распределение мест, которое основано на большинстве голосов по стране. Таким образом, 349 мест распределяются, рассматривая всю Швецию как один большой избирательный округ.

Результаты двух способов представительства сравниваются. Партии, которые получают больше мест при втором способе (когда вся Швеция рассматривается как один округ), имеют право получить дополнительные (корректировочные) места. Политические партии размещают корректировочные места в тех избирательных округах, где они имеют наибольшее относительное число, следующее за распределением постоянных мест. Если партия не получила ни одного дополнительного места ни в одном избирательном округе, общее число голосов, поданных за нее, используется в качестве относительного числа в тех округах, где она не получила мест при распределении корректировочных мест.

В Швеции с 1976 года на избирательных участках для голосования вместо бюллетеней используются перфорированные карточки, а вместо избирательных урн – счетные машины. Разрешено голосовать по почте. Избиратель в присутствии почтальона и свидетелей дома или на почте помещает свои избирательные бюллетени в специальные конверты с приложением удостоверения на право голосования и передает их почтальону. Свидетели своими подписями на конвертах подтверждают, что данное лицо проголосовало само. Почтовое ведомство открывает временные отделения связи в больницах и других учреждениях. В Швеции нет выездных оперативных избирательных бригад. Каждый гражданин имеет право присутствовать на избирательном участке после его условного закрытия, чтобы лично понаблюдать за подсчетом голосов. Шведам удалось обеспечить высокий уровень доверия населения к организации выборов и избирательному процессу.

Избирательная система Швейцарии

В Швейцарии (парламентская республика) выборы в Национальный совет проводятся по системе пропорционального представительства, благодаря этому получают шанс и небольшие партии. До 1919 года выборы в федеральный парламент проходили по мажоритарной системе.

Партии выдвигают своих кандидатов, представляют списки и финансируют предвыборные кампании. В избирательных списках столько кандидатов, сколько вакансий на выборах. На избирательном участке каждый избиратель получает все поданные партиями избирательные списки в форме избирательных бюллетеней и один пустой бюллетень. Ему позволено составить собственный избирательный список или опираться на полученные списки кандидатов, вычеркнуть из них каких-то кандидатов и вписать новых. Если он хочет особенно поддержать кого-то кандидата, то может вписать его фамилию в бюллетень дважды, вычеркнув других.

При подсчете результатов выборов наряду со списками подсчитываются голоса за отдельных кандидатов. Кандидаты, получившие наибольшее число голосов, считаются избранными. Места тех членов Советов, которые по каким-либо причинам выбывают до истечения срока их полномочий, занимают кандидаты, ранее не избранные, но идущие по числу поданных за них голосов вслед за выбывшими депутатами.

Мажоритарная система, в противоположность описанной пропорциональной, применяется тогда, когда проводятся выборы только на одно место или требуется избрать небольшое число кандидатов (например, при выборах в Правительственный совет, Совет кантонов или судебные органы). Для избрания в первом туре необходимо получить абсолютное большинство – 50% действительных голосов плюс один голос. Если несколько кандидатов преодолели барьер абсолютного большинства, то побеждают набравшие наибольшее количество голосов. Если ни один не получил абсолютного большинства, то необходим второй тур выборов, где победу приносит относительное большинство.

Избирательная система Германии

В Германии (парламентская республика) проводятся выборы трех уровней: федеральные (Бундестаг, Европейский парламент), региональные (парламенты земель (ландтаги), гражданские собрания земель-городов) и местные (уездные, земские, общинные советы, бургомистры городов). Страна поделена на 299 избирательных округов, от каждого из которых в Бундестаг избирается по одному депутату. Голосование по партийным спискам проходит в 16 многомандатных округах. Каждая федеральная земля представляет собой отдельный многомандатный округ, от которого избирается определенное число депутатов в соответствии с населением федеральной земли. В каждом многомандатном округе партии представляют отдельные партийные списки, то есть партия представляет 16 партийных списков – по одному в каждом округе (федеральной земле).

Немецкую избирательную систему иногда ошибочно считают смешанной (50% депутатов избирается по одномандатным округам, 50% – по партийным спискам). В действительности при выборах в Бундестаг применяется пропорциональная система, роль «первых» голосов сводится к тому, что избиратели могут непосредственно определить личный состав половины парламента.

Корректнее немецкую избирательную систему назвать персонализированной пропорциональной. Все 598 депутатов Бундестага избираются на пропорциональной основе по партийным спискам, но личный состав половины из них (299 депутатов) определяют сами избиратели. Для этого каждый избиратель на выборах отдает два голоса: «первый» – за депутата в своем одномандатном округе, «второй» – за партийный список. Состав Бундестага отражает соотношение сил между партиями в национальном масштабе, определяемый по итогам голосования по партийным спискам. Считается, что наличие двух голосов у одного избирателя вносит в избирательную систему личностный фактор и укрепляет связь между избирателями и депутатами. Кроме того, такой механизм формирования Бундестага обеспечивает лидерам крупнейших политических партий депутатский мандат даже в случае их поражения по территориальным избирательным округам. Для того чтобы участвовать в распределении мандатов, партии необходимо получить не менее 5% голосов за партийный список по ФРГ в целом или провести не менее 3 депутатов по одномандатным округам по всей стране.

На региональном уровне применяются и иные избирательные системы (кумулятивное голосование). Избирательное законодательство регионов в деталях отличается от общефедерального.

Голосование является добровольным, порог явки отсутствует, но немцы традиционно дисциплинировано ходят на выборы. Даже самая низка за всю послевоенную историю явка на выборах 2009 года достигла 70,8%. Допускается голосование по почте. Практикуется электронное голосование, хотя периодически возникают опасения по поводу обеспечения тайны голосования.

Избирательная система Японии

В Японии (парламентская республика) используется смешанная избирательная система. Нижняя палата парламента – Палата представителей (500 членов) избирается на 4 года. Кандидат вносит избирательный залог 3 млн иен. Он не возвращается, если кандидат не набрал 1/5 части голосов от квоты в данном округе, которая определяется делением действительных в округе голосов избирателей на число причитающихся округу мест.

Верхняя палата парламента – Плата советников (252 депутата) избирается на 6 лет. Через каждые 3 года половина состава советников переизбирается. 152 советника избираются от округов на базе префектур и в столице по той же системе, что и депутаты Палаты представителей, 100 советников – по системе пропорционального представительства. Кандидат в Палату советников должен внести 2 млн иен. Сумма удваивается, если кандидаты выдвинуты списком. Возможен возврат избирательного залога. Так, независимому кандидату, чтобы получить свой залог обратно, необходимо собрать 1/8 часть голосов от квоты, которая определяется так же, как квота при выборах в нижнюю палату. Иными словами, вся Палата представителей и большая часть Палаты советников формируются по системе «единого непередаваемого голоса», которая стимулирует партии внимательно относиться к численности выдвигаемых в округах кандидатов.

В Японии, в отличие от Западной Европы, запрещены обход домов избирателей, агитация на дому и против других кандидатов. В ходе предвыборной кампании (длится месяц) доступ на телевидение крайне ограничен, практикуются ежедневные 8-часовые поездки по городам на агитационных автобусах, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой. Кандидаты выступают прямо с крыши автобуса, проводят пресс-конференции, непосредственно общаются с избирателями (тысячи рукопожатий).

Выборы в местные органы власти и управления проводятся в том же порядке. Они избираются сроком на 4 года.

Избирательная система Франции

Во Франции (президентская республика) нет единой централизованной системы постоянно действующих избирательных органов. Подготовку и проведение выборов обеспечивают Министерство внутренних дел (подсчитывает голоса на выборах, кроме парламентских и президентских, получая информацию от участковых избирательных комиссий), Высший совет телерадиовещания и Национальная счетная комиссия (проверяет финансовые отчеты по предвыборным расходам и финансированию партий). В Национальную счетную комиссию входят 9 членов (по 3 – от Госсовета, Кассационного суда и Счетной палаты), назначаемых на 5 лет.

Президент Франции избирается по мажоритарной системе прямим голосованием на 5 лет. Если в первом туре ни один из кандидатов не получит абсолютного большинства голосов, то через две недели проводится второй тур. В нем участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Кандидату на пост президента необходимо собрать 5 тыс. подписей лиц, занимающих высокие выборные должности (членов парламента, генеральных Советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров). Все подписавшиеся должны представлять не менее 30 департаментов и заморских территорий, их имена публикуются. Кандидаты должны представить в Конституционный совет декларацию о своем имущественном положении, а в случае избрания – обязательство представить новую декларацию перед истечением своего мандата. Декларация публикуется в официальном органе. Для кандидатов на должность президента установлен залог 2 тыс. евро.

Национальное собрание Франции (нижняя палата парламента) избирается по смешанной мажоритарной системе на 5 лет. Для избрания в первом туре нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (более 50% поданных голосов избирателей и не менее 25% от числа зарегистрированных в избирательном округе избирателей), так как от округа избирается один депутат. Если никто не получил абсолютного большинства, то через неделю проводится второй тур. В нем участвуют кандидаты, набравшие минимум 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки. Если в округе только один кандидат набрал 12,5%, то во втором туре участвует и следующий по количеству набранных голосов кандидат.

Для выборов в Национальное собрание сформировано 577 избирательных округов: 555 округов – в континентальной Франции и 22 округа – в заморских французских территориях, в каждом из которых избирается один представитель. Округа по выборам в нижнюю палату исчисляются с учетом жителей, а не избирателей. Каждый департамент должен быть представлен минимум двумя депутатами, даже если число жителей не позволяет этого.

Сенат обеспечивает представительство административно-территориальных образований страны. 348 сенаторов избираются на 6 лет в 108 избирательных округах на основе непрямых (косвенных) всеобщих выборов Избирательным коллежем (коллегией), который состоит примерно из 145 тыс. человек, 95% из них – делегаты от муниципальных советов. Это единственные выборы, где голосование обязательно для членов Избирательного коллежа. Таким образом, сенаторы фактически избираются многочисленными муниципальными советниками. Каждые 3 года переизбирается 1/3 Сената. В отличие от Национального собрания Сенат не может быть распущен президентом.

В 85 департаментах, от которых избирается не больше 4 сенаторов, и во всех заморских французских территориях сенаторы избираются по мажоритарной системе абсолютного большинства, а в 14 департаментах, представленных в Сенате 5 и больше сенаторами, – по пропорциональной системе (лишь 69 сенаторов). Голосование происходит в главном городе департамента (он же главный город региона). От департамента члены коллегии избирают 2, 3 и более сенаторов.

В избирательных коллегиях, где сенаторов избирают по пропорциональной системе, избиратели голосуют за партийные списки. Их голоса делятся на количество отведенных для департамента мандатов (избирательная квота). Для определения количества мест, которые получает партия, поданные за списки голоса делятся на квоту. В избирательных коллегиях, которые избирают сенаторов по мажоритарной системе, выборы проводятся аналогично процедуре избрания членов Национального собрания, то есть в два тура.

Кандидатов в сенаторы выдвигают политические партии или это самовыдвиженцы. Кандидат вносит избирательный залог около 400 евро, который возвращается, если его поддержку подано более 10% всех голосов избирателей при самовыдвижении или если партийный список, куда он включен, набрал не менее 5% поданных голосов.