Поддержка и стимулирование малого инновационного предпринимательства в США

Национальная инновационная система США

В первой половине 1970-х годов разразившийся мировой топливно-энергетический кризис побудил США искать выход в развитии научно-технической сферы, в стимулировании поиска и внедрения инноваций – причем в масштабах всей страны, на всех уровнях. Была поставлена цель создать Национальную инновационную систему (НИС), которая составила бы ядро всего социально-экономического развития США. На многие десятилетия эта цель стала приоритетом государственной политики.

Современная Национальная инновационная система США распространяется на бизнес, государственные структуры, частное и государственное образование, различные научно-исследовательские подразделения и, главное, на изобретателей-инноваторов. Она охватывает все сферы возможных инноваций: от трубочек для коктейля до современной информационной, медицинской и космической техники; от междисциплинарных исследований до коммерческой реализации, от авторских договоров до лицензий и прав на высокотехнологичный бизнес.

НИС стимулирует инновации через личности в науке и малом бизнесе, ведь они более заинтересованные, активные и эффективные. Она создает благоприятную среду для самовыражения творчески активных специалистов. И в такой среде рождается и реализуется огромное количество новых идей и инноваций. Из 58 крупнейших изобретений XX века 46 принадлежат малым фирмам или отдельным предпринимателям. Исключительно важно, что НИС не только стимулирует, но и формирует мощный спрос на инновации. Полученному эффекту может позавидовать любая страна: повышение эффективности экономики и конкурентоспособности национальной продукции, улучшение экологии, качества питания и здоровья нации, рост занятости и новые рабочие места, увеличение налоговых поступлений, обеспечение национальной безопасности и национального престижа.

Надежную базу экономико-правовых отношений, складывающихся вокруг главных лиц в инновациях – автора изобретения и разработчиков НИОКР, заложили законы, принятые в 1980-е годы.

Закон Бая-Дола 1980 года определил, что государство передает разработчику исключительные права на патенты, полученные в процессе разработки НИОКР, финансируемых из госбюджета. А права на отчеты и описание всей разработки ему не передаются. Если патенты отсутствуют или они низкокачественные, то у разработчика не оказывается ничего ценного для коммерциализации.

В Законе Стивенсона-Уайдлера по инновационным технологиям 1980 года прописан порядок технологических инвестиций. Он требует от государственных научно-технических подразделений и лабораторий наличия четко регламентируемых процедур по передаче технологий промышленным компаниям, образовательным учреждениям и местным органам власти.

Закон о развитии инновационной деятельности в малом бизнесе 1982 года распространил на малые инновационные предприятия реализацию федеральных заказов на выполнение НИОКР. Он отрегулировал содействие частным фирмам в коммерциализации научно-технических достижений по результатам научно-прикладным исследованиям, выполненных по федеральным заказам. А также – содействие генерированию и распространению технологических инноваций и оказание помощи в привлечении способных людей к генерированию таких инноваций. Был создан реестр инновационных малых предприятий, успешно участвующих в реализации НИОКР.

Правительство своими постановлениями определило распределение вознаграждений, авторских отчислений и прочих выплат изобретателям – госслужащим, ввело налоговые льготы инвестиционным фирмам и венчурным фондам и исключило из налогообложения расходы на приобретение оборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Но надо отметить, что налоговые льготы не превышают 1% общих затрат на исследования и разработки частного сектора. Федеральные ведомства, имеющие бюджет на науку более 100 млн долларов, обязали отчислять на поддержку инвестиционных малых предприятий 0,5%, ставка постепенно повышалась и в 1996 года составила не менее 2,5%[1].

Разветвленная инфраструктура поддержки инновационного малого предпринимательства

В США создана обширная инфраструктура, обеспечивающая действенность Национальной инвестиционной системы. Здесь задействованы Управление по науке Министерства энергетики, Национальный институт научных и технологических лабораторных исследований Министерства торговли, Национальный научный фонд (через него проходит почти треть государственных ассигнований на научные исследования). Во многих областях инновационных исследованиях доминируют оборонные структуры, формирующие государственный заказ. Среди них центральное место занимает Агентство передовых оборонных исследовательских проектов. В реализации оборонных исследований, в инновационных разработках, включая продукцию двойного назначения, участвуют и крупный, и малый бизнес. Через госзаказ ведутся исследования также в сфере здравоохранения и образования. Около половины фундаментальных исследований в США выполняют университеты, а прикладные разработки – почти полностью частные фирмы, но нередко по государственным контрактам.

Своя ниша есть у Консорциума федеральных лабораторий по передаче технологий. Он был создан 1974 году, в него входят более 700 научно-исследовательских центров федеральных министерств и ведомств, академические научные организации, профсоюзы, организации штатов и местной власти. Для того чтобы лучше удовлетворять спрос на новые технологии в регионах, НАСА в 1991 году образовало 6 региональных центров по передаче технологий. При НАСА работает и Национальный центр по передаче технологий. В этой сфере активно действуют Национальный институт по стандартам и технологиям, Общество по лицензированию, Общество по вопросам передачи технологий и Ассоциация университетских менеджеров по вопросам технологий.

Центры содействия развитию малого бизнеса разрешено создавать правительствам штатов, региональным ведомствам, графствам и другим местным органам власти, государственным и частным финансово-кредитным организациям, государственным и частным вузам, общественным организациям. Эти центры оказывают малым инновационным предприятиям консультационные услуги в области менеджмента, бухгалтерии и отчетности, логистики, сбыта, маркетинга, использования инноваций, техническо-технологического обеспечения производственного процесса и обеспечивают правовую поддержку их деятельности. Учредители центров примерно половину средств на поддержку малых предприятий должны выделять самостоятельно. Тогда они могут рассчитывать на гранты от Администрации по делам малого бизнеса.

Но и это еще не вся инновационная инфраструктура. К этому следует добавить технопарки, агентства и ассоциации, занимающиеся как информационным обеспечением, так и самостоятельными разработками и передачей новых технологий в экономику, инкубаторы технологий, бизнес-инкубаторы. В США работает примерно 1 тыс. бизнес-инкубаторов, всего в мире их насчитывается около 4 тыс.

Весьма распространены и кластеры. Первоначальный капитал на формирование кластера выделяет, как правило, администрация штата, после чего привлекаются средства частных компаний. Нередко инициаторами и разработчиками кластерных стратегий становятся города и территории. Американские кластеры ориентированы на коммерциализацию НИОКР и инновационную деятельность «в целях достижения глобальной конкурентоспособности». Ярким примером такого кластера является «Силиконовая долина», где занято 2,5 млн человек.

Программы стимулирования инновационного малого бизнеса

Для поддержки малого инновационного предпринимательства в США реализуются различные федеральные программы. Управляет ими Администрация по делам малого бизнеса. Она занимается всеми направлениями поддержки малого предпринимательства в США, но стимулирование инновационности – одно из важнейших для нее.

Государственная программа «Инновационные исследования в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Research – SBIR). Программа раскрывает инновационные возможности малого предпринимательства в решении научных и технических проблем по тематике министерств и национальных агентств: Министерство обороны, Министерство энергетики, Министерство сельского хозяйства, Министерство торговли, Министерство здравоохранения и социального обеспечения, Министерство образования, Министерство транспорта, Национальное аэрокосмическое агентство, Агентство защиты окружающей среды, Национальная Академия наук и Комиссия по атомной энергии, Национальное управление по аэронавтике и космонавтике, Национальный научный фонд.

В рамках программы каждая из этих госструктур может субсидировать свыше 100 млн долларов малым предприятиям на выполнение научных и прикладных исследований. На эти ведомства приходится около 95% расходов по программе SBIR, в том числе почти 50% финансирует Министерство обороны. Министерства и агентства оценивают перспективность инновационных предложений, готовят тематические планы научных и прикладных исследований, определяют размеры финансовых субсидий будущим исследователям и проводят конкурсы по распределению финансовой поддержки, контрактов или грантов. Объем финансовой поддержки определяется, исходя из содержания инновационных предложений, их технико-технологических и коммерческих преимуществ.

Требования к малому инновационному предприятию для участия в конкурсе на получения субсидий по программе SBIR. Оно должно быть частным, коммерческим, прибыльным, принадлежать гражданину США, не быть подразделением или филиалом другой фирмы, иметь не более 500 сотрудников, в том числе не менее 2/3 высококвалифицированных исследователей, разработчиков и аналитиков. А специализация предприятия должна соответствовать тематике федеральных научных и прикладных исследований по SBIR.

На конкурс инновационных проектов малое предприятие представляет бизнес-план. В нем четко описываются: цели, задачи и направления деятельности предприятия; товары, услуги и процессы, которые предприятие намерено вывести на продажу; рынок, на котором предприятие работает; основные конкуренты и преимущества предприятия в сравнении с ними; план его экспансии на новые рынки; обоснование поиска дополнительных финансов и расчет их величины; финансовое состояние предприятия, включая отчеты за предыдущие несколько лет и оценку на ближайшие годы; характеристика владельцев предприятия и основных работников. Оценивая бизнес-планы, организаторы конкурса отбирают исполнителей. Победитель получает субсидию или грант. Программа SBIR предусматривает три стадии реализации инновационных проектов.

Первая стадия – начало инновационных исследований с субсидией до 100 тыс. долларов. Длится около 6 месяцев. Задаются индикативные параметры предполагаемых результатов и способы их достижения. Определяется научная и техническая осуществимость заявленного предприятием инновационного решения. Подтверждается способность заявителя на должном уровне квалифицированно провести научные и прикладные исследования. По полученным предварительным результатам определяется целесообразность или нецелесообразность дальнейших работ и увеличения финансирования на второй стадии для повышения коммерческой эффективности проекта. Предприятие, не прошедшее первую стадию или получившее отрицательный результат, ко второй не допускается.

Вторая стадия – расширение инновационных исследований, предельный размер финансирования более 750 тыс. долларов. Вновь проводится конкурс, подводятся итоги первой стадии, определяется величина финансирования второй. Длится стадия не более 2 лет. За это время должны быть закончены все исследовательские и проектные разработки. Оцениваются коммерческие результаты проекта. Проект, успешно прошедший первую стадию, на второй может не получить необходимое финансирование. Ограниченные ресурсы программы SBIR позволяют субсидировать только те проекты, которые отвечают общенациональным интересам и имеют существенные научно-технические достоинства. Для проектов, которые не дотягивают до этих критериев, на второй стадии администрация SBIR ищет внебюджетное финансирование – чаще всего это частные средства. Они привлекаются на коммерческой основе для продолжения научных и прикладных исследований и придания коммерческого вида инновационному продукту. Администрация продолжает курировать инновационные проекты, отобранные по конкурсу.

Третья стадия – вывод на рынок, внедрение инновационных продуктов, подготовленных малыми инновационными предприятиями на предшествующих стадиях проекта. Причем, только за счет средств, привлеченных из частного сектора. На этой стадии программа SBIR не предусматривает выделение бюджетных средств на внедрение инновационных продуктов. Администрация программы активно ищет источники внебюджетного финансирования в государственных агентствах и ведомствах, в частном секторе, в организациях поддержки малых предприятий, преимущественно организациях Администрации по делам малого бизнеса. Администрация SBIR способствует: организации партнерских отношений с предприятиями-донорами; привлечению средств частных венчурных фондов и заключению договоров с частными фирмами по выпуску инновационных продуктов и услуг; заключению контрактов с государственными агентствами на производство продуктов и процессов, которые могут быть объектами заказа федерального правительства. Годовой бюджет программы SBIR превышает 2 млрд долларов и позволяет ежегодно реализовать 5–6 тыс. инновационных проектов.

Государственная программа «Инвестиционные компании малого бизнеса» (Small Business Investment Company – SBIC). В рамках этой программы инновационные малые предприятия получают средства через специализирующиеся на таком финансировании инвестиционные фирмы. Они обязаны иметь собственные средства для инновационных разработок, тогда им разрешено привлекают заемные средства по рыночным банковским ставкам (под гарантийные обязательства Администрации по делам малого бизнеса).

К 2010 г. в США по программе SBIC действовало около 3 тыс. инвестиционных фирм, практически все – частные коммерческие. Они предоставляют малым инновационным предприятиям венчурные инвестиции, долговременные займы, облигационные займы, оказывают другие финансовые услуги. При успешной реализации проекта инвестиционная фирма обычно продолжает кредитовать малое предприятие, участвует в прибыли и продвижении его продукции.

На венчурные инвестиции, по некоторым оценкам, приходится до 80% финансирования малых инновационных предприятий. Впечатляет такая статистика: в 2005 г. объем инвестиций венчурных фондов составил 23 млрд долларов, или 0,2% ВВП, а выручка поддержанных венчурными инвестициями малых предприятий – 16% ВВП, на них работало 9% занятых в частном секторе США[2].

В 2008 г. бюджет программы SBIC составлял 21 млрд долларов, при этом на государственные средства приходилось только 1,9 млрд, остальные – привлеченные частные инвестиции. В рамках программы SBIC венчурные капиталовложения позволили создать около 75 тыс. новых рабочих мест на малых предприятиях с высокотехнологичным производством. Как правило, предоставляются инвестиции до 750 тыс. долларов (это в пределах гарантий Администрации по делам малого бизнеса) сроком до 10 лет для вложения в активную часть фондов (оборудование, технологии и т. п.) и до 25 лет для вложения в здания и сооружения. По наиболее перспективным проектам размер финансирования может быть увеличен на 50–70%[3].

Федеральная инновационная программа «Трансферт технологий малого бизнеса» (STTR). Программа стимулирует взаимодействие малых инновационных предприятий с некоммерческими исследовательскими институтами. Она позволяет малым предприятиям получать финансовую и техническую помощь для разработки новой продукции (от первоначальной идеи и до полномасштабного выхода на рынок) через создание временных исследовательских и внедренческих коллективов.

По программе STTR задают тематику, имеющую существенное значение для развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе, и заказывают исследования Министерство обороны, Министерство энергетики, Министерство здравоохранения и социального обеспечения, Национальный научный фонд, НАСА. Годовой бюджет программа превышает 1 млрд долларов. Из него финансируются исполнители инновационных разработок – малые инновационные предприятия и некоммерческие исследовательские институты. Государственный заказ позволяет вывести их инновационные разработки и продукцию на рынок, обеспечить их коммерциализацию. Права на инновации, в соответствии с Законом Бая-Дола, передаются их создателям. Они изначально рассчитывают на получение коммерческой прибыли от реализации своей инновационной продукции, причем при поддержке государства. А оно тем самым «содействует достижению целей функционирования Национальной инновационной системы в русле национальных интересов».

Требования к малому инновационному предприятию по программе STTR: оно должно принадлежать гражданину США; быть частным, коммерческим; не зависеть от других фирм; быть прибыльным; иметь не более 500 сотрудников. К работе разрешено привлекать исследователей в качестве совместителей.

Требования к некоммерческому исследовательскому институту: он должен быть некоммерческим колледжем или институтом, либо локальной некоммерческой исследовательской организацией, либо научно-исследовательским центром, финансироваться из федерального бюджета, находиться в США.

Претенденты на финансирование инновационных разработок в программе STTR отбираются по конкурсу. Учитывается новизна и коммерческий потенциал заявок. По итогам конкурса выдаются субсидии или гранты. В рамках программы STTR предусмотрены три стадии выполнения инновационных проектов.

Первая стадия. Проводятся научные исследования. Оцениваются возможности технической и коммерческой реализации инновационной идеи как технической или технологической новинки. Стадия рассчитана на один год при финансировании до 100 тыс. долларов.

Вторая стадия. После подведения итогов первого года работ и выставления положительной оценки выделяется сумма до 500 тыс. долларов на завершение исследовательских и конструкторских работ. Более конкретно оцениваются коммерческие возможности инновационной разработки, проводятся маркетинговые исследования.

Третья стадия – полная коммерциализация инновационной разработки. Администрация STTR дает рекомендации по коммерциализации, но не выделяет средства на нее. Малые предприятия сами изыскивают средства на вывод своей продукции на рынок. Их дают частные фирмы, государственные федеральные и местные органы власти[4].

Программу STTR дополняют 6 региональных центров по передачи технологий, которые облегчают и ускоряют использование инновационных разработок малых фирм в интересах экономики штатов, округов, графств и их населения. Ведь любой малый бизнес привязан к территории своей деятельности.

Федеральная программа «Деловые информационные центры» (Business Information Center – BIC). Она стимулирует деятельность более 400 информационных центров по распространению успешного опыта применения новейших высокотехнологичных методов работы в малом бизнесе на основе использования коммуникационных систем, современного оборудования, программного обеспечения. Эти центры бесплатно обучают и консультируют начинающих и действующих предпринимателей по техническим, организационным и финансовым проблемам. С этой целью специально создан «Корпус консультантов из бывших топ-менеджеров». В него привлекаются специалисты из партнерских и общественных организаций, сотрудничающих с Администрацией по делам малого бизнеса. Работа консультантов оплачивается из бюджета Администрации. Консультирование специалистов дополняется прямым наставничеством. Причем консультирование и наставничество могут организовываться непосредственно на предприятиях. Высококвалифицированные специалисты передают опыт молодым предпринимателям, облегчают ускорение внедрения и освоение новых технологий в сфере малого бизнеса. В США более 11,5 тыс. добровольных консультантов сотрудничают с центрами содействия развитию малого бизнеса по всей стране.

Программа «Исследования результативности НИОКР в малом бизнесе». В рамках программы 18 федеральных агентств (ежегодный бюджет на НИОКР каждого – до 20 млн долларов) проводят конкурсы на размещение среди малых предприятий контрактов на специальные исследования и разработки. Администрация по делам малого бизнеса формирует реестр малых инновационных предприятий, успешно участвующих в реализации НИОКР. Он позволяет ускорить поиск и отбор наиболее перспективных предприятий для выполнения заказов правительственных и частных организаций. Сам факт зачисления в реестр свидетельствует об инновационной эффективности, надежности малого предприятия и открывает возможность получения льготных кредитов, банковских кредитов под государственные гарантии через получение «сертификата пригодности».

Отчеты по этой программе обобщают ежегодную оценку объемов федеральных инвестиций в НИОКР, проводимых малыми предприятиями, и их результативности (за исключением программ SBIR и STTR). Как следует из отчетов, количество нововведений, приходящихся на одного научного сотрудника в малых фирмах в 4 раза больше, чем в крупных, число нововведений на один доллар затрат на НИОКР – в 24 раза больше, количество выданных патентов на одного работника – в 16 раз больше[5].

Портал «Инновационные исследования малого бизнеса». По инициативе правительства его создал Национальный научный фонд для обеспечения удобного доступа к информации о новейших научно-технических разработках в сфере малого предпринимательства. На нем в интерактивном виде представлена информация о мероприятиях и планах всех организаторов программ SBIR и STTR, обо всех американских исследовательских организациях, всех успешно завершенных научно-технических и опытных разработках по разной тематике и т. п.

* * *

В 2008 году на долю США приходилось 31,4% общемировых расходов на НИОКР. Далее следовал Китай (15,6%), Япония (12,8%), Германия, Франция, Индия, Великобритании, Южная Корея[6]. В 2006 году на НИОКР США расходовали 300 млрд долларов – примерно столько, сколько все другие страны большой восьмерки.

С середины 1990-х годов в США вклад частных предприятий в финансирование научно-технических разработок постоянно увеличивался и превысил 70% общих затрат на эти цели. Они не только финансируют НИОКР, но и сами организует свои инновационные исследования, массовое производство и продажу инновационной продукции. Правительство также повышает бюджетные расходы на научно-технические исследования, за 2001–2008 гг. они выросли в 1,8 раза[7].

Одни крупные американские компании, чтобы минимизировать свои расходы и риски, покупают малые инновационные предприятия, которые завершили разработку инновационного продукта. На себя компания берет его массовое производство и сбыт. Другие крупные компании создают вокруг себя формально независимые малые фирмы для ведения научно-исследовательских разработок. Им это выгоднее, чем проводить рискованные инновационные разработки в своих внутренних научно-исследовательских подразделениях. Они снабжают малые исследовательские фирмы оборудованием, информацией, материалами и нередко ставят во главе своих топ-менеджеров.

Источник: Виленский А. В. Стимулирование развития малого предпринимательства США // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. № 1–2, 2013.

[1] Бортник И. Поддержка малого инновационного предпринимательства

[2] nvca.org

[3] Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий

[4] Основные программы поддержки инновационного бизнеса в США

[5] Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприяти

[6] Global R&D Report 2008

[7] Белинский А.Н., Емельянов С.В., Лебедева Л. Ф. Приоритеты научно-технологической политики США в начале XXI века: взаимодействие государства и бизнеса. М.: ИСКРАН, 2009. С. 7.