Почему деспотию олицетворяют с Востоком, а демократию – с Западом?

Около 10 тысяч лет назад, в эпоху неолита, первобытные люди стали переходить от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Одни ученые связывают это с окончанием ледникового периода, другие – с тем, что людей на земле постепенно становилось больше, и мест обитания стало не хватать. Еды стало меньше, пришлось трудиться, чтобы выжить. Но оказалось, что еды получалось больше, чем при собирательстве. Со временем появилась возможность изымать и перераспределять часть урожая, который превышал минимум, необходимый для пропитания семьи земледельца. Появились те, кто специализировался на изъятии и перераспределении, используя для этого насилие. В результате на месте эгалитарного общества охотников и собирателей появились аграрные государства с фараонами и царями, чиновниками и сборщиками податей, жрецами и армиями.

Этот переход называется неолитической революцией. Мы привыкли называть революцией нечто-то происходящее стремительно, а неолитическая революция продолжалась несколько тысяч лет. «Стремительной» она была только по сравнению с предшествующими сотнями тысячелетий, в течение которых не менялось почти ничего: в мире не было ни принудительного труда, ни организованного насилия, ни собственности, ни власти. Эти явления и понятия появились в результате неолитической революции и образовали неразрывную связь, определившую дальнейшую историю человечества вплоть до начала ХIХ века.

После окончания неолитической революции в мире образовались огромные аграрные государства (древние Египет, Индия, Китай) – причем все на Востоке. Испытывая постоянные угрозы завоевания со стороны соседей и кочевников, они выработали структуру, помогавшую им сохраниться. Ее основу составляли многочисленные (свыше 80%) земледельцы, которые производили пропитание для себя и еще «прибавочный продукт». Этот продукт и стремилась забрать власть – фараон, царь или император. «Прибавочный продукт» шел преимущественно на содержание армии, которая охраняла государство от чужеземцев, частично – на содержание верховного властителя и его двора, а в некоторых случаях использовался для помощи земледельцам в неурожайные годы. Со всем этим земледельцы мирились, пока оставшегося хватало им на выживание. Если не мирились, то армия наводила порядок.

Основной формой власти в аграрном мире была деспотия – неограниченная власть единого правителя, который для управления частями государства назначал чиновников – номархов, сатрапов или мандаринов. Они занимались делами своей провинции, ирригацией, а главное – сбором дани (подати). Существовал и «аппарат» – мелкие чиновники, писцы, сборщики подати (мытари). Для того чтобы определять, сколько можно собрать (отобрать), регулярно проводились переписи, совершенствовалась письменность. Правители провинций осуществляли также судебную власть. А вот армия подчинялась верховному властителю и была профессиональной.

В VI веке до н. э. в Греции сформировался иной тип государства, греческие поселения стали городами-государствами, полисами. Если в восточных деспотиях город был враждебен сельским жителям, там жил царь, из него приходили за данью, то в полис шли земледельцы и рыбаки, чтобы обменяться товарами. Полис обычно был обнесен стеной, которая позволяла укрыться от набегов соседей. В обороне участвовали все мужчины полиса, поэтому отпала необходимость в профессиональной армии. Войны длились недолго. Мужчины успевали производить продукцию. Так как на армию и царский двор требовалось меньше средств, больше оставалось на содержание жрецов, ученых и художников. И в V–IVвеке до н. э. расцвела классическая греческая цивилизация.

В полисе удалось устранить разделение населения на плативших дань и осуществлявших насилие (основное противоречие аграрного мира). Жители были не подданными, а свободными земледельцами, которым полностью принадлежали плоды их труда. Дани никто не платил. Каждый житель был и земледельцем, и воином, и гражданином. В решении важных вопросов (защита полиса или нападение на соседей) участвовали все. А конкретное руководство осуществляли избранные лидеры.

Таким государством-полисом были древние Афины. Этот тип государства с тех пор называется западной демократией – в отличие от восточной деспотии. Сейчас эти названия утратили свой географический смысл, но продолжают использоваться для характеристики общественно-политического устройства страны. Так, Южную Корею называют государством западного типа, а Северную – восточного.

«Чингисханом с телефоном» назвал Сталина Троцкий, перефразировав Герцена, называвшего императора Николая I «Чингисханом с телеграфом» – восточным деспотом, который пользовался современными средствами, но правил деспотически…

Подробнее: М. Сарин Краткая история власти и собственности в мире и России