О фактическом положении дел с формированием единого союзно-республиканского фонда социальной поддержки населения. Письмо зам министра финансов СССР А.Н. Рудина от 24 мая 1991 года

В соответствии с поручением Кабинета Министров СССР от 5 мая 1991 года (протокол № 5) Минфин СССР дополнительно рассмотрел совместно с руководителями министерств финансов республик вопросы формирования единого союзно-республиканского фонда социальной поддержки населения и докладывает.

Согласованы с Узбекской ССР, Казахской ССР, Азербайджанской Республикой, Республикой Кыргызстан, Таджикской ССР и Туркменской ССР суммы выплат из единого фонда для обеспечения компенсаций населению в общем размере 12,93 млдр руб.

Вместе с тем, отдельные республики (Узбекская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Республика Кыргызстан) уточнили ранее согласованный перечень товаров, на которые повышены розничные цены, исключив из него муку, хлеб, хлебобулочные изделия, макаронные и другие изделия либо провели повышение цен на ряд товаров в меньших размерах, что привело к изменению объема выручки по сравнению с ранее согласованными суммами с центральными экономическими органами.

По расчетам Минфина СССР снижение выручки по указанным республикам составляет 2,74 млдр руб., в том числе: Узбекская ССР 2,02 млдр руб., Таджикская ССР – 0,21 млдр руб., Туркменская ССР 0,43 млдр руб. и Республика Кыргызстан – 0,08 млдр руб. Это приводит к ухудшению баланса финансовых ресурсов в этих республиках при соблюдении установленных единых компенсационных выплат населению, которые превышают' на 2,74 млдр рублей долю фактически компенсируемых расходов по сравнению с другими республиками из-за отступления

от согласованных размеров повышения розничных цен.

Минфин СССР считает, что в этих условиях компенсации населению должны производиться В этих республиках за счет внутренних финансовых источников без изменения ранее согласованной суммы выплат из единого союзно-республиканского фонда социальной поддержки населения.

С другой стороны, не решены до настоящего времени вопросы участия РСФСР, УССР и ряда других республик в формировании единого фонда социальной поддержки населения.

Согласовано только участие Белорусской ССР (1,35 млдр руб.)

и Республики Армения (0,36 млдр руб.) при общей потребности в средствах единого фонда на сумму 53,52 млдр рублей, из которых 40,59 млдр руб. предназначены для компенсаций военнослужащим, другим гражданам и увеличение затрат бюджетных организаций, получающим доходы из Союзного бюджета, и 12,93 млдр руб. – для поддержки населения отдельных республик.

Правительство РСФСР предварительно дало согласие на перечисление средств для поддержки отдельных республик в сумме 6,5 млдр руб. с условием передачи их непосредственно республикам, т. е. минуя единый союзно-республиканский фонд социальной поддержки населения.

По вопросу конкретного участия Украинской ССР в едином фонде согласование не достигнуто.

Минфин СССР обратился еще раз к правительствам РСФСР и УССР с просьбой сообщить предложения о размере и порядке долевого участия в формировании единого союзно-республиканского фонда.

При этом Совету Министров РСФСР сообщено, что предложение о передаче средств непосредственно республикам ими не поддерживается и представители правительств республик, получающих финансовую поддержку считают необходимым, как это записано в Соглашении от

12 марта 1991 года, создание единого союзно-республиканского фонда социальной поддержки населения.

Представители правительств указанных республик, заявили, что при нарушении другими республиками Соглашения от 12 марта 1991 г. они оставляют за собой право повысить цены на сырьевые ресурсы для обеспечения финансовыми ресурсами необходимых расходов, включая выплаты компенсаций населению в связи с повышением розничных цен.

Направляя изложенную информацию Минфин СССР просит Кабинет Министров СССР дополнительно рассмотреть с правительствами республик нерешенные вопросы и принять согласованное решение о размере и порядке образования единого фонда с целью недопущения увеличения дефицита Союзного бюджета на 53 млдр руб. в случае неучастия республик в формировании единого Союзно-республиканского фонда социальной поддержки населения.

В.А. Раевский

О ходе формирования единого союзно-республиканского Фонда социальной поддержки населения

Минфин (т. Раевский) в соответствии с поручением Президиума Кабинета Министров от 5 мая 1991 г. (протокол 5, раздел 4, пункт 6) представил доклад по данному вопросу.

В докладе отмечается, что Формирование единого Фонда проходит неудовлетворительно. Общая потребность единого фонда в средствах составляет 53,52 млдр рублей, из которых 40,59 млдр рублей предназначены для компенсационных выплат военнослужащим и другим гражданам и на увеличение затрат бюджетных организаций, получающих доходы из союзного бюджета, и 12,93 млдр рублей – для поддержки населения отдельных республик.

На сегодня согласованы суммы для перечисления в единый Фонд только с Белорусской ССР (1,35 млдр рублей) и Республикой Армения (0,36 млдр рублей).

Правительство РСФСР предварительно дало согласие на перечисление средств для поддержки отдельных республик в сумме 6,5 млдр рублей с условием передачи их непосредственно республикам, Т. е. минуя единый союзно-республиканский фонд (такое предложение другими республиками не поддерживается).

С Украинской ССР по вопросам ее участия в создании единого фонда согласования не достигнуто.

С Узбекской ССР, Казахской ССР, Азербайджанской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР и Республикой Кыргызстан, согласованы суммы выплат из единого фонда в размере 12,93 млдр рублей.

В то же время отдельные республики (Узбекская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Республика Кыргызстан) либо исключили из перечня товаров, на которые повышаются розничные цены, муку, хлебобулочные, макаронные и другие изделия, либо провели повышение цен на ряд товаров в меньших размерах, чем это было определено межреспубликанским Соглашением, что привело к изменению объема выручки по сравнению с ранее согласованными с центральными экономическими ведомствами суммами, ухудшению балансов финансовых ресурсов указанных республик.

Снижение выручки по данным республикам составляет 2,74 млдр рублей, в т. ч. по Узбекской ССР – 302, Таджикской ССР – 0,21, Туркменской ССР – 0,43 и Республике Кыргызстан 0,08 млдр рублей.

При соблюдении установленных единых компенсационных выплат их сумма превышает на указанные выше 2,74 млдр рублей. Фактические дополнительные расходы населения.

Минфин считает, что в этом случае компенсация населению в указанных республиках должна производиться. за счет внутренних финансовых источников без изменения ранее согласованной суммы выплат из единого союзно-республиканского фонда.

Представителями правительств республик, которые должны получать средства из единого фонда, заявлено, что они оставляют за собой право повысить цены на производимые ими сырьевые ресурсы для обеспечения Финансовыми средствами необходимых расходов. включая выплаты компенсаций населению в связи с повышением розничных цен.

Минфин просит Кабинет Министров дополнительно рассмотреть с правительствами республик нерешенные вопросы и принять согласованное решение о размере и порядке образования единого фонда с целью недопущения увеличения дефицита союзного бюджета на 53 млдр рублей в случае неучастия республик в Формировании единого союзно-республиканского Фонда социальной поддержки населения.

О ходе формирования единого союзно-республиканского фонда социальной поддержки населения

Тов. Рудин А.Н. 2-27-95

24 мая 1991 г.