4.4 Денежная приватизация – залоговые аукционы – выборы президента

После окончания чековой приватизации в государственной собственности остались десятки промышленных гигантов. Они были изъяты из программы массовой приватизации под нажимом «красных директоров», чье лобби в правительстве в 1993–1995 годах было очень влиятельным. Продажа акций нефтяных компаний была запрещена парламентом. Находились поводы, связанные якобы с «национальной безопасностью», чтобы отказать многим предприятиям в приватизации. Нефтяные гиганты, металлургические комбинаты, морские пароходства, «Норильский никель» и др. находились под полным контролем директоров, многие из которых были тесно связаны с КПРФ и оставались решительными сторонниками государственной собственности и административно-командной системы.

Подробнее. Кризис неплатежей в нефтянке:

В 1993–1994 годах в условиях галопирующей инфляции компаниям было выгодно задерживать оплату за товары и услуги. Хорошо было только автозаправочным станциям, с которыми клиенты рассчитывались наличными. Поскольку правительство активно практиковало «товарные кредиты», нефтяникам приходилось отпускать нефтепродукты в долг, а крупные потребители – сельское хозяйство и силовые министерства – денег за них не возвращали. Нефтеперерабатывающие заводы, пострадавшие от неплатежеспособных аграриев и силовиков, не торопились расплачиваться за полученную от нефтедобывающих компаний нефть. Эксперты полагают, что вклад в кризис неплатежей внесли и директора некоторых НПЗ, которые «прокручивали» оборотный капитал вместо того, чтобы платить нефтедобытчикам. В результате добывающим предприятиям пришлось хуже всех. Им оставалось лишь сокращать инвестиции, закрывать скважины и задерживать зарплату. Не получавшие денег нефтяники в ответ бастовали. Популярным на митингах стал плакат «Голодный нефтяник – позор России!»

Осенью 1993 года вспыхнула отраслевая стачка из-за того, что нефтяники не получали зарплату более полугода. Тогдашняя система налогообложения привела к тому, что практически весь фонд оплаты труда работников нефтегазовых отраслей облагался прогрессивным налогом на прибыль, а реальная зарплата нефтяников и газовиков – прогрессивным подоходным налогом. Тогда бастовало около 7 тыс. человек, грозя перекрыть поставки нефти и газа в Европейскую часть страны. Рабочие приняли обращение к трудящимся Надымского района и всем гражданам России с призывом выразить солидарность с бастующими. «Больше года правительство и многочисленные комиссии занимаются обманом. Все наши обращения к президенту, правительству остаются безответными. Сегодня грабительскими налогами нас поставили на колени», – говорилось в обращении.

Неплатежи росли, предприятия нищали, налоги не вносились вовремя. Пришлось возвращаться к натуральному хозяйству. В Тюмени в 1994 году был подписан самый крупный договор об уплате налогов сырьем в бюджет области. Нефть «Ноябрьскнефтегаза» власти поставляли на Омский НПЗ, нефтепродукты – в Кемеровскую область, откуда через «Кузбассразрезуголь» в Тюмень шел уголь для отопления городов. А «Нижневартовскнефтегаз» выплачивал в бюджет Нижневартовска «живыми деньгами» только 11%, остальное – продукцией.

Источник: Пусенкова Н. Н. Российская нефтяная промышленность: двадцать лет, которые потрясли мир. – www.ru-90.ru

Отраслевых министров, которые выступали категорически против реальной приватизации в своих отраслях, поддерживал первый вице-премьер О. И. Сосковец, второй человек по реальной политической власти в стране, и министры-силовики, для которых приватизация оставалась узаконенным расхищением государственной собственности.

Экономические причины залоговых аукционов

Денежная приватизация формально стартовала 1 июля 1994 года, когда завершилась чековая приватизация. Вторая половина 1994 года ушла на раскачку, не было даже бюджетного задания по доходам от приватизации. Не было и активных продаж. В 1995 году стержнем приватизационной политики стала продажа оставшихся в собственности государства пакетов акций предприятий.

К середине 1995 года снизить инфляцию до уровня, когда возможен экономический рост, не удалось. Бюджет, эмиссионное финансирование которого было прекращено, трещал по швам, план по доходам от приватизации был провален – его удалось выполнить лишь на 54%. Хронический дефицит бюджета требовал продавать дороже, больше, быстрее. Но избыточное предложение наталкивалось на отсутствие платежеспособного спроса и угрожало падением цен акций, крахом фондового рынка. Выгодно продавать предприятия не удавалось.

Продажа пакетов акций даже наиболее привлекательных предприятий была для государства экономически неэффективна из-за очевидной недооценки их активов и трудна из-за многостороннего лоббирования и начавшегося в некоторых отраслях передела собственности. Для снижения нагрузки на бюджет нужно было продать пакеты акций наиболее убыточных предприятий, но найти на них покупателей тем более было трудно.

Положение осложнялось огромным заданием по приватизации на 1995 год: Госкомимущество обязано было перечислить в бюджет свыше 8 трлн рублей. В момент принятия бюджета правительство само настояло на столь высокой цифре, рассчитывая продать акции нефтяных компаний и за счет вырученных денег решить все бюджетные проблемы с зарплатами, пенсиями, денежными пособиями военнослужащим. Госдума задание по приватизации утвердила, но одновременно в законе о бюджете запретила продажу акций нефтяных компаний. Правительство оказались в капкане: «стахановское» задание по доходам получено, а источник доходов обрублен. Это был хорошо просчитанный депутатами политический ход: накануне выборов продемонстрировать якобы полную несостоятельность правительства.

Ориентация на пополнение бюджета за счет доходов от приватизации в условиях экономической и политической нестабильности в 1995 году замедлила темпы приватизации. В погоне за доходами были значительно увеличены начальные цены на объекты приватизации и пакеты акций на аукционах и инвестиционных конкурсах. Но торги нередко срывались – просто не находилось желающих в них участвовать.

В 1995 году выгодно продать можно было только «нефтянку». Рассчитывать на серьезные доходы от продажи других компаний не приходилось. Интерес к акциям РАО «ЕЭС России» был еще не таким высоким, как год или два спустя, и стоили они дешево. О продаже «Газпрома» вопрос тогда не стоял, да и сейчас не стоит. Первая попытка продать «Связьинвест» завершилась неудачей. В итоге к концу августа 1995 года удалось получить лишь около 500 млрд рублей доходов от приватизации.

К тому же надвигались парламентские выборы, и потенциальные инвесторы были напуганы возможностью коммунистического реванша. Поэтому ожидать сколько-нибудь существенных денег с мирового финансового рынка не приходилось. Сказался и финансовый кризис в Мексике, после которого возникло недоверие ко всем, в том числе российскому, развивающимся рынкам: они нестабильны, вложения в них слишком рискованны.

Рыночные экономические реформы «зависли». Был велик шанс того, что они останутся в нашей истории очередной неудачной попыткой преобразований. В такой тупиковой ситуации правительство оказалось перед выбором:

  • вернуться к бесплатной приватизации, не обращая внимания на неспособность государства выплачивать пенсии и социальные пособия;
  • создать сильные стимулы для крупных покупателей, предоставить им большие преференции, скидки, чтобы все-таки пополнить бюджет, погасить долги перед бюджетниками.

На что решились бы Вы?

Решение было найдено в залоговых аукционах. Если акции нельзя продать, их следует заложить, получить деньги в счет возможной в будущем продажи. Вырисовывалась такая схема: государство передает банкам, победившим на аукционах, во временное управление пакеты акций крупнейших предприятий, в том числе нефтяных компаний. Банки в обмен на акции предоставляют правительству кредит, используемый для финансирования бюджетных расходов. По истечении определенного срока правительство обязано на конкурсе продать заложенные акции, из вырученных денег возвратить кредиты. Иначе акции перейдут в собственность банков-кредиторов.

Передача крупных предприятий в залог в обмен на получение кредитов давала шанс погасить задолженность по зарплате, решить другие проблемы работников предприятий. Банки-залогодержатели контрольных пакетов акций были вынуждены принимать меры к оживлению работы предприятий. Во многом им это удалось. И социальные протесты пошли на убыль.

Чтобы снять широко распространенные опасения по поводу экспансии иностранных фирм, правительство заложило акции исключительно в российских банках. Крупнейшие российские банки того времени по мировым стандартам были небольшими и предложить высокие цены за выставляемые акции не могли. А привлечение зарубежных банков политически было неприемлемо, да и вряд ли возможно, так как они понимали, насколько сомнительными были в России гарантии прав собственности.

В ноябре–декабре 1995 года состоялось 12 залоговых аукционов по крупнейшим российским предприятиям, которые принесли в бюджет всего 5,1 млрд деноминированных рублей (хотя ранее предполагалось 2–3 трлн по 29 предприятиям), включая 1,5 млрд рублей погашенной задолженности предприятий государству. Из 12 пакетов акций предприятий, выставленных на залоговые аукционы, самыми крупными стали:

«Норильский никель» – 51% акций, кредитор ОНЭКСИМбанк, кредит 170,1 млн долларов;

«ЮКОС» – 45% акций, кредитор банк «МЕНАТЕП» через ЗАО «Лагуна» (город Талдом Московской области), 159 млн долларов;

«СИДАНКО» – 51% акций, кредитор ОНЭКСИМбанк, кредит 130 млн долларов;

«Сибнефть» – 51% акций, кредитор банк МФК (фактически консорциум из МФК и «Альфа-групп»), кредит 100,3 млн долларов;

«Сургутнефтегаз» – 40,12%, НПФ «Сургутнефтегаз» (гарант – ОНЭКСИМбанк), кредит 88,9 млн долларов.

Эти аукционы представляли собой завуалированный самовыкуп пакета акций предприятиями или прямую неконкурентную продажу пакета акций заинтересованным банкам.

Подробнее. Залоговые аукционы: пополнение бюджета и скандалы:

За месяц до окончания 1995 года ГКИ не теряет надежду выполнить взятые на себя обязательства по доходам от приватизации, за которые, по признанию главы Госкомимущества Альфреда Коха, он «отвечает головой». Легко догадаться, что ГКИ будет сопротивляться любым попыткам отсрочить или отменить залоговые аукционы. (…)

Альфред Кох объявил о решении Московского арбитражного суда отклонить иск Архангельского ЦБК к Госкомимуществу. Руководство предприятия считает, что ГКИ имеет право закладывать только пакеты акций, находящиеся в федеральной собственности, а временно закрепленные – нет. Судебная инстанция однозначно встала на сторону ГКИ, и аукцион по этому предприятию состоится в запланированные сроки.

Неудивительно, что несмотря на сопровождающие залоговые аукционы скандалы их итоги внушают правительству всевозрастающий оптимизм. По информации Альфреда Коха, уже получено порядка 1,5 трлн рублей – половина от запланированных средств, при этом пока переданы в залог только четыре пакета акций.

Что же касается предстоящих торгов, то Кох рассчитывает получить еще как минимум 2 трлн рублей без учета размеров задолженности бюджету выставляемых на торги предприятий. Четверть этой суммы ГКИ планирует получить за счет залога 51% уставного капитала АО «Сибнефть», причем для этого лота определены довольно жесткие дополнительные условия. Кроме того, что к аукциону не допускаются нерезиденты и юридические лица с долей иностранного капитала более 25%, не смогут в нем участвовать и компании, задолжавшие бюджету и во внебюджетные фонды более 50 млрд рублей, а также должники самого АО «Сибнефть», имеющие суммарную задолженность более 20 млрд рублей. Крайним сроком перечисления средств победителями последних аукционов считается 4 января 1996 года, после чего будут подведены окончательные итоги, в прямой зависимости от которых, по словам Альфреда Коха, находится сохранность его головы.

Источник: Самойлова Н. ГКИ твердо намерен довести залоговые аукционы до конца // Коммерсант. 1 декабря 1995 года. № 223 (941).

Подробнее. Госдума и арбитражный суд о залоговом аукционе по «Норильскому никелю»:

Поводом для февральских 1996 года парламентских волнений стал конфликт руководства РАО «Норильский никель» с ОНЭКСИМбанком, получившим госпакет акций РАО в результате залогового аукциона. Не вдаваясь в подробности конфликта, Госдума подняла вопрос о вредности залоговых аукционов вообще. Дескать, банки могут не вкладывать деньги в производство, а просто перепродавать полученные пакеты. Было даже заявлено, что в результате залога госпакета дела на «Норильском никеле» резко ухудшились.

Однако на первом же заседании Думы, посвященном этому вопросу, оказалось, что все не так просто. Дела на предприятии резко ухудшились не в результате залогового аукциона, а еще тогда, когда госпакет акций РАО фактически принадлежал руководству предприятия. Тот факт, что именно руководство РАО проводит неэффективную финансовую политику, был подтвержден и главой Красноярской администрации Валерием Зубовым. Он не скрывал своего отрицательного отношения к действиям руководства предприятия. Поэтому Дума повела себя весьма осторожно, создав комиссию с нейтральным названием «по проверке хода приватизации РАО “Норильский никель“ и рассмотрению вызванных этим социально-экономических проблем».

Комиссия работала в течение четырех месяцев. Тем временем сменилось руководство РАО, и конфликт с банком был улажен. Вчерашним постановлением Госдума как бы подвела итоги работы комиссии. Этот документ, подготовленный в комиссии и внесенный на рассмотрение Думы председателем комиссии коммунистом Петром Романовым, выглядит вполне мирно. По крайней мере, в нем ничего не говорится о пересмотре итогов залогового аукциона по акциям РАО и возвращении к прежнему состоянию, когда контрольный пакет был в собственности государства. Напротив, в постановлении прямо сказано, что возврат к прежней ситуации не решит проблем РАО и не предотвратит неминуемого банкротства, поскольку «государство в настоящее время не располагает ресурсами в размере 4–5 трлн рублей для восстановления оборотных средств “Норильского никеля“, поддержания минимально приемлемого уровня производства». А тяжелое состояние РАО объясняется как резким ухудшением общего состояния экономики, так и плохим руководством РАО еще до залогового аукциона.

Романов по этому поводу не преминул с гордостью заметить, что коммунисты не собираются пересматривать реформу собственности; залоговые аукционы – свершившийся факт, сказал он, и изменить ничего нельзя. Правда, авторы постановления все же не забыли обвинить органы исполнительной власти в утрате контроля за хозяйственной деятельностью РАО, а одной из причин его плохого состояния назвали «поспешную и непродуманную приватизацию». В общем, парламент по-прежнему связывает спад в экономике с приватизацией – но теперь делает это заметно осторожнее.

Источник: Бойко Б. Депутатам понравилось изучать предприятия // Коммерсант. 8 июня 1996 года. № 96 (1054).

***

Что проясняет решение арбитражного суда?

Как ни удивительно это будет звучать для западных инвесторов, присматривающихся к российскому фондовому рынку, но в России уже создана правовая система, худо-бедно защищающая права акционеров. ОНЭКСИМбанк, обладающий большинством голосов в составе акционеров РАО «Норильский никель», вопреки противодействию руководства предприятия все же получает право провести внеочередное собрание акционеров. То есть он имеет возможность приступить к реализации собственной стратегии развития предприятия. Уже один этот факт способен повысить доверие к России, как к объекту инвестирования. (…)

Кроме того, сейчас можно увереннее, чем раньше, говорить о том, что государство не намерено пересматривать свою политику, поощряющую формирование финансово-промышленных групп в российской экономике, и что партия «отдай федеральный пакет» (…) имеет в кабинетах власти большее прикрытие, чем партия промышленников.

Источник: Что проясняет решение арбитражного суда? // Коммерсант. 28 февраля 1996 года. № 32 (990).

Экономическими аргументами в пользу проведения залоговых аукционов стали бюджетный кризис и провал заданий по денежной приватизации. Но была и политическая причина – приближавшиеся президентские выборы 1996 года, на которых высокие шансы на победу имел лидер оппозиции Г. А. Зюганов.

Политическая причина

Исполнительная власть была дискредитирована тяжелейшим положением в экономике, низким уровнем жизни, невыплатами зарплат и массовой бедностью. Из-за трудностей, связанных с проведением рыночных реформ, и поражений в чеченской войне Б. Н. Ельцин утратил былую популярность. Народная поддержка перешла к коммунистам. 17 декабря 1995 года они победили на выборах Государственную Думу, ее возглавил их представитель Г. Н. Селезнев. За коммунистов голосовали те, кому потрясения, связанные с крахом СССР, дались тяжело – прежде всего малообеспеченные граждане. Поэтому руководство КПРФ было заинтересовано в том, чтобы бедных в России было как можно больше. На это была направлена реальная политика коммунистов в Госдуме, какие бы красивые слова в пользу бедных они ни произносили.

Впереди были демократические выборы президента, на которых по всем прогнозам Ельцин должен был потерпеть поражение. В исторической развилке «вперед к рынку с Ельциным или назад к социализму с коммунистами» ключевую роль играли «красные директора», по-прежнему владевшие «командными высотами» в экономике. Крупное предприятие, формально находившееся в государственной собственности, в действительности было под полным контролем директора – нередко члена ЦК КПРФ. Он управлял его финансами и иными активами фактически бесконтрольно. Ясно было, за кого он порекомендует голосовать десяткам тысяч работников завода, какую помощь окажет в финансировании избирательной кампании Зюганова.

Если исход выборов зависел от численности протестного электората, то логика политической борьбы толкала такого директора к задержкам выплаты зарплаты. А ответственность за это можно было сваливать на правительство, на президента. Ведь многие и так винили исполнительную власть во всех трудностях и невзгодах, переживаемых страной, не видя их прямой связи с 70-летним коммунистическим экспериментом и саботажем реформ коммунистическим большинством в парламенте.

Ситуация казалась безвыходной. Что было делать президенту и правительству:

  • отступить, видя, как в Польше наследники коммунистов на короткий срок вернулись к власти, но не остановили рыночных реформ;
  • найти законный способ сместить со своих мест «красных директоров», чтобы не дать им использовать свое положение в попытке вернуть коммунистов к власти и повернуть развитие России вспять.

Какой вариант выбрали бы Вы?

Российские коммунисты тех лет не были похожи на польских социал-демократов. Получив исполнительную власть (в Госдуме у них уже было большинство), они не отдали бы ее на очередных выборах. Скорее вновь ввели бы безальтернативные выборы или отменили их вовсе, как сделали это в 1917 году. Победа Зюганова в 1996 году была бы катастрофой для России с тяжелейшими последствиями и обязательно с большой кровью.

Подробнее. Россия – не Польша:

Сравнительно легко колебалось общественное мнение от левых к правым и обратно в Польше, Словакии, Балтии на протяжении последнего десятилетия. Причем политический маятник не просто раскачивался в разные стороны: амплитуда его колебаний становилась все более узкой; левые и правые находили все больше общих точек соприкосновения, а их электорат никогда не разделяла мертвая полоса отчуждения.

В польском правительстве, например, в последнее время сложился очень прочный и работоспособный тандем: президент-посткоммунист Александр Квасневский и первый вице-премьер, «отец» польских либеральных реформ Лешек Бальцерович. Тот самый Бальцерович, который после проведения шоковой терапии в 1992 году ушел из правительства всеми проклинаемый и ненавидимый.

Вот главные наши отличия: Польше хватило семи лет, чтобы ненависть к либералам уступила доводам здравого рассудка; чтобы коммунисты отошли от своих мертвецких догм настолько, что оказались в состоянии конструктивно сотрудничать с этими самыми либералами; чтобы «красные» превратились из партии безответственных трибунных ниспровергателей в ответственную и прагматичную политическую силу.

В России же все гораздо сложнее. Ни такого откровенного сближения бывших политических антагонистов, ни таких решающих перемен в предпочтениях электората… У нас в стране и политические силы, и общество в целом по-прежнему очень сильно поляризованы: наши -не наши; за «красных» -против таковых.

Источник: Чубайс А.Б. В поисках собственного пути // Приватизация по-российски / Под ред. А. Б. Чубайса. М.: Вагриус, 1999. С.335–336.

Надежд, что КПРФ поддержит реформы, направленные на стабилизацию финансов, обеспечение условий динамичного экономического роста, борьбу с бедностью, не было. Коммунисты не скрывали своих планов в экономической сфере. Было ясно, к чему привела бы их реализация. Проводимая правительством политика сокращения государственных расходов и снижения уровня инфляции противоречила взглядам руководства КПРФ. Они считали, что дефицит бюджета может быть увеличен и покрыт за счет кредитной эмиссии. Но как только увеличилась бы мощность печатного станка, на финансовых рынках началась бы паника. Чтобы заткнуть дыру, пришлось бы все сильнее раскручивать маховик – гиперинфляция была бы неизбежна.

Программа коммунистов на этот случай предусматривала замораживание цен, прежде всего на продукты питания. Было понятно, что вслед за этим продукты исчезнут с прилавков. При фиксированных ценах предприятия не покроют своих затрат и потребуют дотаций. Необходима будет новая эмиссия денег.

В такой ситуации международные финансовые институты не стали бы кредитовать Россию. Это означало прекращение поставок продовольствия из-за рубежа. На России висел огромный внешний долг и отсрочек по его выплатам ожидать не приходилось. Зато вполне реальным становился арест российской собственности за рубежом. В итоге страна вновь оказалась бы в ситуации валютного кризиса 1991 года, от которой с таким трудом удалось уйти. А как реагируют коммунисты на протест народа и возникающую оппозицию, известно из истории.

Была и другая сторона этой политической развилки. Чтобы проводить грамотную экономическую политику, необходимо было опираться на 50–75 специалистов высочайшей квалификации, уже накопивших опыт работы в министерствах и ведомствах в новых рыночных условиях. Таких специалистов у КПРФ не было, а никто из работавших в правительстве (может быть за исключением пары человек) работать с коммунистами не стал бы. У КПРФ были люди с опытом работы в советской экономике, их главным экономистом был бывший председатель Госплана СССР Ю. Д. Маслюков. В таких условиях не просматривался сценарий, при котором Зюганов, став президентом, не разрушил бы экономику России.

Поэтому правительство увидело в залоговых аукционах единственный шанс отнять «командные высоты» у «красных директоров», наполнить реальным содержанием формально узаконенную частную собственность и не допустить поворота истории России вспять. Роль залоговых аукционов в реальном переходе контроля над экономикой в частные руки была огромной, а влияние на формирование политического расклада к выборам 1996 года – решающим.

Конструкция залоговых аукционов была технологично вписана в политический график. Банкиры под залог акций предприятий предоставили государству кредит, то есть внесли в бюджет столь необходимые средства для выплаты зарплаты бюджетникам. Кредит предоставлялся на определенный срок, но срок этот наступал после выборов президента. Пока предприятия находились в залоге у банков, они обязаны были выплачивать зарплату их работникам, даже если им для этого приходилось сменить «красных директоров» и расходовать собственные средства.

Учитывая огромный дефицит бюджета, было весьма вероятно, что правительство кредиты банкам не вернет. При этом было понятно, что в случае победы на выборах Ельцина и не возврата кредита, договор залога будет выполнен, предприятия перейдут в собственность банков. А в случае победы Зюганова выданные кредиты банкам не вернут, но и предприятия в собственность не отдадут. Банки оказались заложниками исхода президентских выборов.

Подробнее. Попытка Совета безопасности захватить контроль над госпакетами акций, отданными в залог банкам:

Давно было ясно, что Совет безопасности готовит наступление, желая захватить господствующие высоты в российской экономической политике (чего стоило назначение на пост начальника экономического управления совета Сергея Глазьева, завоевавшего себе репутацию отчаянностью и абсурдностью макроэкономических воззрений). Болезнь Бориса Ельцина оказалась удобным моментом для атаки. В качестве первой высоты Сергей Глазьев и Александр Лебедь избрали госпакеты акций, отданные в конце 1995 года в залог (в обмен на акции 12 крупнейших предприятий (…) российские банки дали бюджету кредит в 4,5 трлн рублей).

Лебедь направил Ельцину предложение перенести срок продажи заложенных акций с 1 сентября 1996 года на 1 марта 1997 года. Поскольку государство банкам кредит не вернуло (да и не собиралось), с 1 сентября, согласно залоговому договору, банки вправе заложенные госпакеты продать. Продав, они возвращают себе кредит, а все, что удалось выручить сверх того, делится так: 30% – банку, 70% – государству.

Лебедь указал, что сейчас банки как надо эти акции не смогут продать, а потом их продажа пакетами по 10–15% капитала «при грамотном проведении торгов по всем правилам международных тендеров с участием реальных стратегических и финансовых инвесторов» позволит «получить дополнительно в доход госбюджета десятки триллионов рублей». В общем, Лебедь решил сразу сыграть по-крупному, затронув жизненно важные финансовые интересы банков. Достаточно сказать, что банки, получившие в залог акции «ЮКОСа» и «Сиданко», не пожалели денег, чтобы докупить еще и стать обладателями контрольных пакетов. Когда мы вчера связались с представителями этих банков, они от комментариев воздержались, но довольно твердо дали понять, что их реакция на смелость Лебедя может быть только отрицательной.

Действительно ли предложения Глазьева-Лебедя имеют экономический смысл? Вряд ли. Скорее всего, банки пока ничего продавать и не собираются. Во всяком случае, госпакет «Сургутнефтегаза», который в виде исключения мог быть продан еще в январе, до сих пор остается у залогодержателя, хотя Госкомимущество подтвердило, что он может беспрепятственно реализовать свои права.

Смысл у предложений СБ совсем другой. Если срок продажи будет перенесен, то это покажет, что отныне СБ, и никто иной, распоряжается заложенными госпакетами. То есть если будет надо «национальной безопасности», СБ еще раз перенесет срок или придумает что-нибудь другое, например вообще конфискует пакеты. Тем более что Лебедь послал Ельцину еще и письмо «в связи c назначением главой Госкомимущества Альфреда Коха и его заявлением о готовящихся новых залоговых аукционах».

В письме Лебедь выражает готовность подготовить собственные предложения по правилам проведения залоговых аукционов, а также требует впредь согласовывать эти правила с ФСБ и Службой внешней разведки, которые «способны дать ценные замечания» по поводу того, как аукционы «могут быть использованы зарубежными странами в своих интересах».

Однако администрация президента быстро показала Глазьеву и Лебедю, что одной смелости в России недостаточно. Президент поручил премьер-министру Виктору Черномырдину и секретарю Совета безопасности Александру Лебедю «совместно поработать над проблемой залоговых аукционов и доложить проект решения к 1 октября 1996 года». Чем кончится совместная работа, напоминающая сотрудничество пауков в банке, примерно понятно. Госкомимущество уже заявило, что перенос сроков станет нарушением условий залоговой сделки, причем финансовые структуры, владеющие залогом, вправе опротестовать это нарушение в суде. Правительство, таким образом, подготовит свой вариант решения – сроки не переносить. И на вчерашнем совещании в правительстве это было решительно подтверждено первым вице-премьером Владимиром Потаниным. Лебедь в своем проекте, напротив, будет настаивать не только на переносе сроков, но еще и на пересмотре всей залоговой системы, а также на расследовании деятельности банков…

Источник: Багров А. Новая концепция залоговых аукционов. Совет безопасности положил глаз на пакеты и банки // Коммерсант. 21 сентября 1996 года. № 158 (1116).

То есть банкиры были лично заинтересованы в результатах голосования. У них были и деньги, и интеллектуальные ресурсы. Они владели газетами и телеканалами. В избирательном штабе Ельцина работали их представители. Опираясь на профессионалов, удалось найти нестандартные решения, организовать эффективную избирательную кампанию Б. Н. Ельцина, и, в конечном итоге, избавить Россию в июне 1996 года от возврата к социализму.

Накануне начала избирательной кампании рейтинги показывали популярность Ельцина на уровне 3–6%, лидер коммунистов значительно опережал его. В первом туре 16 июля Б. Н. Ельцин получил 35,28% голосов, Г. А. Зюганов – 32,03, А. И. Лебедь – 14,52%, во втором туре 3 июля: Зюганов – 40,31%, Ельцин – 53,82% и был переизбран на второй срок.

После выборов, в конце сентября 1996 года было принято совместное решение правительства и Совета безопасности, которое подтвердило право банков продавать заложенные пакеты акций после 1 сентября 1996 года. Их стратегия определялась: конкретной целью сделки (контроль или доход), истечением срока договора комиссии (3 года) и наличием ограничений на управление пакетом акций (право собственности на эти акции их бы сняло).

Практически все залогодержатели были заинтересованы получить данные пакеты в собственность и при этом минимизировать соответствующие финансовые затраты. Наиболее предпочтительным вариантом стала квази-открытая продажа заложенного пакета акций и приобретение его в собственность через аффилированных лиц. К началу 1998 года этот вариант был использован в отношении пакетов акций «ЮКОСа» (квалифицированный контроль банка «Менатеп»), «Сиданко» (контроль ОНЭКСИМбанка), «Сибнефти» (формально «Нефтяная финансовая компания»), «Сургутнефтегаза» (фактический самовыкуп эмитентом), «ЛУКОЙЛ» (фактический самовыкуп эмитентом), «Норильского никеля» (контроль ОНЭКСИМбанка).

Во всех сделках отмечалось крайне малое превышение стартовой цены и, соответственно, незначительная выручка государства, потому что отсутствовала реальная конкуренция, аукционы были «договорными», неудовлетворительно были сформулированы требования и условия приватизационных сделок.

Подробнее. Реформаторы о залоговых аукционах:

А. Б. Чубайс, председатель Госкомимущества в 1991–1994 годах, первый заместитель председателя правительства по вопросам экономической и финансовой политики по январь 1996 года:

«Какая, к черту, прозрачность залоговых аукционов, когда речь шла о судьбе страны! В 150-миллионной стране, находившейся на предельном уровне нищеты, с ядерным оружием, шла битва за ее будущее! Это все равно что обвинять в непрозрачности военачальников, подготовивших план разгрома Берлина!

Да, схема аукционов была непрозрачная, там не было равенства и соблюдения прав третьей стороны. Но наши и иностранные любители прозрачности забывают о политических реалиях и историческом контексте. Или они хотели повторения опыта Германии, где Гитлер был избран в ходе демократических выборов? Они соотносят нашу приватизацию в стране, где рабство было отменено только в конце ХIХ века и даже к началу ХХ века не возникло полноценной частной собственности, с приватизацией, проведенной Маргарет Тэтчер в Великобритании с ее многовековыми традициями частной собственности. Полное непонимание страны, среды, нашей истории!

Была ли на залоговых аукционах настоящая конкуренция? Конечно, нет! Ты получи “Сибнефть“, ты получи “Норильский никель“, ты получи “ЮКОС“ и сделай все, чтобы избирателей не гнобили невыплатой зарплаты, чтобы коммунисты не пришли к власти. Да, в ходе аукционов были неувязки, что-то банкиры не поделили, судились. Впрочем, все суды по всем залоговым аукционам в итоге подтвердили законность приобретения всех активов. С юридической точки зрения всё было сделано законно.

Более того, я считаю, что и цена, которая была заплачена победителями государству, достаточно высока. Если оценивать их с точки зрения так любимой у нас многими “слезы несчастного ребенка“ имени товарища Достоевского, то сделанное – просто ужас! Но именно этот “ужас“ сыграл ключевую роль в спасении страны от второго пришествия коммунистов».

Источник. Россия: трудный путь к частной собственности. Интервью с А.Б. Чубайсом. – www.ru-90.ru

А. Б. Чубайс:

«Тогда я не до конца понимал, какую цену нам придется заплатить. Я недооценил чувство глубокой несправедливости, которое останется у людей. Мы завершили приватизацию в 1997–1998 годах, но даже сейчас люди все еще отвергают любые рациональные аргументы: что олигархи не просто украли предприятия, они заставили их работать лучше, они начали вкладывать деньги и вовремя выплачивать зарплаты; что налоги, которые они платят в бюджет, помогают выплачивать пенсии. Большинство людей не хотят об этом слышать, потому что их ощущение несправедливости приватизации существует на уровне подсознания… Институт частной собственности – это не просто свод законов или класс собственников, которые имеют реальную власть. Это 146 млн человек, которые должны согласиться с тем, что частная собственность священна. Я сомневаюсь, что это произойдет за одно поколение».

Источник: Простит ли история Чубайса? // Власть. 2004. № 46 (599). 22 ноября. – http://kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=381b2035-bd6e-4564-8a2b-c4426788a87c&docsid=526609

***

А.Р. Кох, заместитель председателя Госкомимущества в 1993–1995 годах, проводивший залоговые аукционы, председатель Госкомимущества в 1996–1997 годах:

«Меня все время ругают за то, что я проводил “непрозрачную приватизацию“. Да ничего прозрачнее залоговых аукционов в нашей приватизации вообще не было! Журналисты сидели в зале и весь процесс аукциона снимали на камеру.

Меня склоняют за то, что я якобы не всем желающим принять участие в аукционах уделял равное внимание. Но я встречался со всеми, кто изначально желал принять участие в аукционах. Было огромное количество людей, твердивших, что “идея гнилая и никуда не годится“. А когда стало видно, что аукционы все-таки состоятся, почти все критики полезли туда со страшной силой. Причем почти все без денег. Просто для того, чтобы доказать, что они тоже олигархи, чтобы поскандалить. Я спросил одного такого скандалиста: “Скажи честно, были у тебя в тот момент деньги?“ “Нет, – говорит, – я просто хотел сорвать аукцион. Мне было жалко, что это кому-то другому достанется“».

Источник: Кох А. Государство-продавец // Приватизация по-российски / Под ред. А. Б. Чубайса. М.: Вагриус, 1999. С. 247–255.

***

Е.Т. Гайдар, депутат Госдумы по декабрь 1995 года, директор Института экономики переходного периода:

«Мне не нравится, как были проведены залоговые аукционы. Скажу одну вещь, которую важно понимать. Перед залоговыми аукционами в правительстве обсуждался вопрос о том, что будем делать, когда – а это неизбежно по тенденции – Россия перестанет быть экспортером нефти и станет ее импортером. Это планировалось на 2000 год. Тогда же обсуждался вопрос о том, что делать с Нижневартовском, когда добыча нефти на Самотлоре остановится в 2000 году. Что делать с двухтысячным населением города?

А когда приватизировали нефтяную отрасль, в том числе с помощью залоговых аукционов, возникла другая проблема: что делать с таким быстрым ростом добычи нефти, создающим проблемы, скажем, в переговорах с ОПЕК, которая говорит нам: “Почему же вы так быстро наращиваете свою долю на рынке?“ Вот это про залоговый аукцион.

Еще раз подчеркиваю, мне не нравится, как были проведены залоговые аукционы. Но результатом их стало то, что мы от экономики, в которой нефтедобыча стремительными темпами падает, почти сразу перешли в экономику, где нефтедобыча стремительными темпами растет. Вплоть до дела “Юганскнефтегаза“, до “ЮКОСа“. После того как мы решили ренационализировать часть нефтяной отрасли, проблема с ОПЕК исчезла, потому что нефтедобыча упала в пять раз».

Источник: Он не хотел насилия, но только он не был слабаком. Интервью с Е. Т. Гайдаром //The New Times. 30 апреля 2007 года. № 12.

***

Е.Г. Ясин, министр экономики в 1994–1997 годах:

«Да, на залоговых аукционах государственное имущество было продано дешево, но на миллиарды долларов, которых хватило на то, чтобы закрыть дыру в бюджете и остановить инфляцию. Сейчас об этом уже никто не помнит, не считает, что это было важно. Сейчас все помнят, что “Норильский никель“ достался Потанину за 170 млн долларов, хотя уже через год “Связьинвест“ продали за 1,5 млрд долларов.

В свое время я боролся против залогового аукциона по “Норильскому никелю“, писал об этом Черномырдину. Но когда началась новая кампания против залоговых аукционов с требованием вернуться назад и заплатить за приобретенное в полном объеме, я вспомнил о том, что в Восточной Германии государственные фабрики предлагали купить на условиях инвестиционного конкурса за 1 марку, в том числе россиянам. Конкретно обойная фабрика за 1 марку была продана одному нашему депутату из Серпухова, который в России имел обойную фабрику. Но после этого надо было вкладывать инвестиции, создавать рабочие места. Чтобы исполнить свои обязательства в Германии, он потом просил денег у российского государства…

…Я изменил свою позицию по “Норильскому никелю“, когда увидел, как они исполняют социальную программу и решают те проблемы, которые долгие годы висели над Норильском. Это касается и пенсионеров, переселения на юг и трудовых отношений на комбинате, когда они создали совет и привлекли на свою сторону всех рабочих. Когда в очередной раз прокуратура “наехала“ на “Норильский никель“, я публично выступал и говорил, что не надо этого делать с теми, кто уже показал себя эффективным собственником».

Источник: Герои нашего времени – это Горбачев, Яковлев, Ельцин, Гайдар и Чубайс. Интервью с Е. Г. Ясиным // Кремль.org. 22 марта 2005. – http://www.hse.ru/news/1163619/1114238.html
***

Следует признать, что залоговые аукционы не были прозрачными, на них не было равенства, не соблюдались права третьей стороны. Победители аукционов имели несомненные преференции. Впрочем, все суды по залоговым аукционам подтвердили законность приобретения пакетов акций. Хотя юридически всё было сделано правильно, с этической точки зрения залоговые аукционы подвергаются критике. Однако их критики упускают главное – политические реалии и исторический контекст. Нельзя было допустить повторения в России опыта Германии, где Гитлер был избран в ходе демократических выборов. Проведение залоговых аукционов избавило Россию от подобной перспективы.

При этом нельзя согласиться и с тем, что «ради победы над коммунистами предприятия – жемчужины в короне российской империи были розданы за бесценок». Эти «жемчужины» были в действительности в те годы в полном развале. Если учитывать политические риски, то их рыночная стоимость в те годы была крайне низкой. И именно приватизация позволила в последующие годы превратить разваленные предприятия в прибыльные бизнесы.

Низкие цены акций и заведомая определенность победителей залоговых аукционов вызвали шквал критики со стороны политиков и общественности. При этом не учитывались состояние предприятий, их реальная бесприбыльность и даже убыточность, широко распространенные неплатежи, задолженности по зарплате и налогам, давление на менеджеров предприятий со стороны организованной преступности, а в ряде случаев – их сращивание.

Цены на конкурсах могли бы быть выше, если бы под давлением прокоммунистически настроенных депутатов в указ президента о залоговых аукционах не был включен запрет на участие в них иностранных инвесторов. То есть к ним не был допущен огромный пласт компаний и инвестиционных банков, которые могли бы дать за пакеты акций действительно хорошие деньги.

Несмотря на недостатки и скандалы, сопровождавшие залоговые аукционы, они позволили выполнить задание по доходам от приватизации на 1995 год (в бюджет были привлечен 1 млрд долларов) и продемонстрировали потенциальным инвесторам, что стоимость ведущих российских компаний может измеряться сотнями и даже миллиардами долларов. Аукционы дали мощный импульс для ускорения полноценной и широкомасштабной денежной приватизации. После их проведения ситуация на фондовом рынке качественно изменилась. Так, в январе 1997 года было продано 8,5% акций РАО «ЕЭС России». Это был не залоговый, а чисто денежный аукцион, в результате которого удалось собрать 350 млн долларов.